gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Об мыслительных идолах - разверну

Предыдущий пост - пристрелочный. Я не боюсь быть неточным - поправят. Важно поднять вопрос, зацепить то, что тормозит мышление. И потревожить тех, с кем можно об этом вместе подумать.
Это по-прежнему вопрос, а не ответ. Но комменты показали, что смысл вопроса недопонимается. Поясняю.
Идолопоклонство - там, где к тварному, чаще рукотворному, относятся так, как подобает относиться только к Творцу. Слово "поклоняться" видимым образом говорит о физическом движении, жесте. Но суть, конечно же, в отношении, которое этим жестом выражается. Возможные виды отношения удобно представить, воспользовавшись традиционной формулой: вера, надежда, любовь.
Начну с конца. Когда Аристотель предпочел истину дружбе с Платоном, он отказался от поклонения идолу дружбы (истина здесь заместитель Бога), а, ближе к теме, когда евреи поклонились золотому тельцу, они изменили Творцу с Силой и Богатством. Это - про любовь, примеров можно приводить без числа.
А вот когда израильтяне пытались вступить в союз с Египтом против Ассирии, то Исайя поносит их за ложное упование, надежду.
Примером же идолопоклонства в вере, точнее сказать, доверии, будет абсолютизация слов (и мыслей, словами выраженных), придание им непререкаемого авторитета. Человеческих, т.е. принадлежащих твари. Такое подобает только слову Божьему.
Думаю, что со всем, что сказано до сих пор, мало кто не согласится. Трудности - дальше.
Что есть Слово Божье? В христианстве (а все мое вопрошание в рамках христианства) "Словом" (Логосом, т.е. Словом-Мыслью) поименовано одно из Лиц Триединого Бога. Далее: Словом Божьим называется Откровение, то, что Богом открыто людям. Ближайшим образом Св. Писание. Уже здесь вопрос: Писание тварно? Не знаю (хотел бы знать), обсуждался ли этот вопрос св. отцами и позднейшими богословами. Припоминаю где-то слышанное, что у евреев Тору иногда воспринимали как авторитет даже в спорах с Богом. Благодаря обсуждению прошлого поста, узнал, что в истории Ислама были споры о тварности/нетварности Корана.
Но пойдем дальше. Слово Откровения воспринимается человеческим, тварным умом. Можно предположить, что это зависит от готовности воспринять. А она от чего? Как вообще мыслить восприятие Откровения - пророком и учителем (для последующей передачи) или просто внимающим?
Я смог вспомнить/помыслить три вида отношений (или три способа мыслить отношения) между Словом даваемым (Откровением) и словом принимаемым (понимаемым).
1. Прообраз - образ. Т.е. воспроизведение услышанного человеческими средствами. (Аналогия с иконописью напрашивается, но я сейчас в эту сторону не двигаюсь).
2. Сообщение энергии (благодати, харизмы), способности говорить от имени Бога - собственно, вдохновение.
3. Одержание Богом человека, превращение его в инструмент, "рупор", "уста Божьи".
Эти способы, думаю, не тождественны. В частности, они различаются в том, сколько "ступеней" у "лестницы", соединяющей в Откровении Бога и человека. Если 1 и 3 предполагают две ступени: Слово Бога - Его воспроизведение или перевод/пересказ на человеческом языке., то 2 включает промежуточную ступень - понимание, понятое. Это важно, поскольку на каждом шаге со ступени на ступень мыслимы искажения. И в этом случае абсолютизация понятого и высказанного - идолопоклонство.
Вопросы понятны?
Tags: вопрос, идолопоклонство, образ и первообраз, понимание, пророки, св. отцы, слово
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments