gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

по образу Божию

Как же все-таки понимать эти слова: «сотворил Бог человека по образу Своему»?
Понять это очень важно – если, разумеется, относиться к Писанию, как к Откровению, т.е. к важнейшему и достовернейшему. Ведь сказано о том, ЧТО есть человек в своем самом важном и лучшем.
Что здесь значит это слово – «образ»? Русское слово будем считать, понятно. Греческое eikon – вроде бы значит тоже. Спросил у знатоков иврита; там «целем» от корня «цлм», «темный», и связано со словами «цель» (тень, проекция, отпечаток, отображение, в соврем. иврите «цилюм» – фотография). Исходное значение, видимо, «тень». Возможно, что отсюда также «цемель» (символ) и «симла» (платье, одежда).
Ясно, во всяком случае, что сообразность человека Богу – это какая-то особая связь с Ним, представительство Его в тварном мире.
Почитал, что писали св. отцы. Писали они разное, указывая на разные аспекты «человечности» и «ситуации бытия человеком»: господствующее место в мире, свободу, ум, способность к совершенствованию, способность к творчеству, тройственное внутреннее устройство человека по образу Троицы (ум, сердце, воля) и тройственное «клеточное» устройство рода человеческого (отец, мать, дитя).
Но вот ведь что интересно: писали отцы разное, иногда даже у одного отца разное, но, кажется, это никогда не было предметом споров.
Объяснение, по-моему, очевидно, одно не противоречит другому, а полный ответ должен, по-видимому, быть таким, что весь человек так или иначе со-образен Богу, а отдельные аспекты этой со-образности находятся друг с другом в системно-иерархической связи, так что вторичные и подчиненные свойства и составляющие со-образны Богу опосредованно, через первичные и главнейшие.
Набросок этой «системы со-образности» мог бы выглядеть, например, так. С одного захода, определяющим можно считать МЕСТО человека в мире, его НАЗНАЧЕНИЕ, и тогда отсюда выводить качества, этому месту отвечающие. С другого боку, это то, что делает человека пригодным для этого места, что выделяет его изо всей остальной твари как «тени Нетварного»: свобода и способность творить, в том числе и себя самого, «исступать» из себя, неисчерпываться никаким описанием; в этом смысле человек не есть что-то и даже кто-то, он – никто, точно так же, как в этом же смысле, никакие «что» и «кто» не приложимы к Богу в Его существе. Это как бы катафатика и апофатика человека.
Но вот тут появляется, по-моему, возможность ответить разрешить и одну контраверзу: по образу ли Божьему сотворено наше тело. Большинство отцов такого прямо не говорило, создавая этим впечатление, что лишь душа и душевное в нас со-образно Богу, который есть Дух.
Во-первых, есть одно исключение – св. Ириней Лионский, прямо связывающий со-образность с предвечно решенным Воплощением: «Образ Божий есть Сын [Кол. 1:15; 2 Кор. 4:4], по образу Которого и человек произошел. Поэтому Он явился также в последнее время, чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собой» (Доказательство апост. проповеди, 22). И дело не в «голосе за» со-образность тела, а в самой неопровержимой, на мой взгляд, логике: Воплощение, как и Вочеловечение, проявление богосообразности человека Христу, Сыну Божьему, сообразному, в свою очередь, Отцу.
Во-вторых. Св. Григорий Нисский «Об устроении человека». Все изложение св. Григорием человеческого устройства подчинено логике «сквозной», иерархической сообразности. По названиям глав:
3. О том, что природа человека досточестнее всей видимой твари
4. О том, что устроение человека во всем обнаруживает начальственную его власть
7. Почему человек обнажен от природных покровов и оружия [потому что ему служат шерстистые, пернатые и рогатые!]
8. Почему облик человека прямой…
9. О том, что для пользования словом устроен облик органов человека.
Разве это не проявление – опосредованное – божественного в человеке?
Я бы добавил еще к перечисленному св. Григорием все, что связано с мимикой и жестом, с текущим и текучим выражением душевного в телесном. Тем более, что это важно для связанной с этим темы – темы образа как изображения, иконы.
Subscribe

  • Сон-во-сне-во-сне...

    Давно не делился снами и не собирался. Но этот озадачил меня... Не знаю, с какого конца начать, поскольку он как бы надстраивался вширь. Возможно,…

  • (no subject)

    Ты посмотри, какая в небе тишь! Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы стоишь и говоришь векам, истории и мирозданью. Вдруг как-то…

  • ОТЕЦ 445: Енакиевский купец Жив, мой прадед

    Подзаглохла эта линия моих записей - потому, в основном, что отцовские дневники... Остались тетради-ежедневники, но в них по большей части конспекты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

  • Сон-во-сне-во-сне...

    Давно не делился снами и не собирался. Но этот озадачил меня... Не знаю, с какого конца начать, поскольку он как бы надстраивался вширь. Возможно,…

  • (no subject)

    Ты посмотри, какая в небе тишь! Ночь обложила небо звездной данью. В такие вот часы стоишь и говоришь векам, истории и мирозданью. Вдруг как-то…

  • ОТЕЦ 445: Енакиевский купец Жив, мой прадед

    Подзаглохла эта линия моих записей - потому, в основном, что отцовские дневники... Остались тетради-ежедневники, но в них по большей части конспекты…