gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

А если с конца?

Из состоявшегося - очередного - разговора о лице можно выпарить вот что.
Лицо неопределимо - в единственно вроде бы осмысленном понимании определения как задания атрибутов и функций. Именно так мы "определяем" (опознаем, выделяем, отличаем от других) всякого конкретного человека. При этом из бесчисленного множества свойств (атрибутов) мы в качестве определяющих выбираем важные, а важность очевидно зависит от того, для чего нам это нужно. Т.е. человек есть то-то и тот-то для чего-то и для кого-то, в какой-то ситуации.
Но "проблема лица" - это проблема определения человека безотносительно к ситуации, абсолютно.
Обсуждая это с Киприаном, мы с неизбежностью (как я ни хотел этого избежать) вышли на богословие. Ибо, если "ситуацией" является вся жизнь человека, то основанием его "определения" в полноте и безусловности может быть только Тот, кому этот человек и важен не в каких-то аспектах или функциях, а именно как лицо, целое. Незаменимое. Другой человек, даже он сам по отношению к себе может разве что приближаться к такому отношению.
Но вот что еще пришло на ум, когда послушал доклад М.Немцева на конференции о понятии "человеческого достоинства" (надо же, и об этом устраивают конференции!). Автор, которого Немцев комментировал, критиковал в свою очередь то, что он обозвал "архонической концепцией достоинства". Я не очень понял, что это такое, но ухватил одну мысль: сторонники этой концепции возражают против экспериментов по клонированию человеческого зародыша, поскольку это нарушает достоинство зачатого человека. Так вот, такая позиция обоснованна, если, как я и делал до сих пор, исходить из того, что Бог творит (ну, опосредованно, через родителей) человека, уже имеющим лицо, личность. Тогда вмешательство в этот акт творения, дублирование его, есть несомненное нечестие.
Ну а если дело обстоит не так? Если зачинается нечто безличное, а лицо, личность обретается человеком в процессе всей его жизни, причем в полноте только эсхатологически, к концу (да и не в каждой жизни)? "Посмотрим, как будет умирать...".
Т.е., если все-таки позволить себе немного по богословствовать, Божья мысль (логос) о человеке относятся к концу, к цели, а не к началу.
Как-то так...
Tags: лицо, личность
Subscribe

  • о медленном чтении

    Семинар ММК, декабрь 1985 года. Обсуждается книжка вильнюсского профессора Павилёниса про аналитическую философию: Пинский. Можно брать тексты…

  • (no subject)

    Из воспоминаний А.Пинского: На другом заседании кто-то высказал одну мысль, которая показалась мне неверной, но Щедровицкий стал ее активно…

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments