gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Гартман о благородстве и живучести

Здесь следует предупредить распространенное недоразумение. Аксиологическое измерение благородства и подлости,— в отличие от измерения добра и зла — отнюдь не принадлежат к одному только классу нравственных ценностей. Скорее, оно свойственно всему царству ценностей, в том числе и внеэтических. … С полным правом говорят о благородном металле
или камне, о благородной эстетической линии, форме или образе. Всюду чистая культура определенной ценности есть благородство, нечистота же, смешение типов, парализующий компромисс ценностей—подлость. Это наиболее ясно видно, конечно, в области витального. Благородство в данном случае — развитие типа, порода, нечто подлинное, исконное. В человеке тоже есть эта витальная ценность благородства; и в нем чистота расового типа является самоценностью, телесная, точно так же, как и духовная. Как первая никогда не совпадает с ценностью жизни (витальностью) вообще, так и последняя не совпадает с ценностью морального типа.

Итак, чистота типа, беспримесность, незамутненность. Ценность, надо сказать, прямо противоположная современному мэйнстриму, культивирующему всеобщее смешение – под видом толерантности и с обоснованием (вполне убедительным, и Г. этого не отрицает), что смешение повышает витальность. Здесь тот же принцип, важнейший для этой этики: высокое не то же, что базовое и сильное. Еще одна перекличка – с Константином Леонтьевым, видевшим предсмертие культуры в стадии всеобщего смешения.

Именно здесь благородство отделяется от царства этических ценностей. Подобный шаг делает, например, Шелер в своем учении о «ценностных модальностях». Благородство расценивается им … как основная ценность витальной сферы. Следствие — двойная несогласованность. Во-первых, сама сфера витальных ценностей тем самым несправедливо ограничивается. Существуют витальные ценности, которые никоим образом не вписываются в благородство. Сюда относится ценность общего блага — в действительности целая область ценностей,— которую Шелер категорически причисляет к благородству. На самом деле одного этого было бы достаточно, чтобы сломать схему; всякое неискаженное ценностное чувство причисляет его, скорее, к подлому; ясный знак того, что ценностная сфера витального не сводится к противоположности благородства и подлости, но многомерна уже в себе. Ибо в том, что общее благо есть подлинная ценность жизни, сомнений, пожалуй, нет.
Во-вторых, другие ценностные области, прежде всего духовные, при этом слишком сокращены; таковы, совершенно очевидно, эстетическая и этическая области. И в них неоспоримо имеется благородство и подлость, причем наряду с прекрасным и безобразным, наряду с добром и злом.
слово, все равно. … То, что характеристики подлого и благородного имеют силу и по отношению к нравственным ценностям, совершенно ясно. Мы оставляем слово «благородство» с условием, что оно выражает именно нравственное благородство. (383)

Кстати, почему Будда назвал свои «четыре благородные истины» (арьясатьяни) именно «благородными»? Причем «арья» (благородный) имеет здесь ту же семантику, что и русское слово, и греческое eugenes, и латинское nobilis – породистый, благого (и хорошо известного) происхождения, от благих (в идеале божественных) предков.
Tags: Гартман, благородство, буддизм, жизнь, сила
Subscribe

  • Сон о Розанове

    Сон приснился. Еду в Институт философии, туда еще, на Волхонку, на конференцию по Вас. Вас. Розанову. С докладом. И, выйдя на Кропоткинской, вдруг…

  • Хайдеггер. Философия и богословие 1

    В недавнем посте я поместил не понятый мною сходу фрагмент из статьи МХ с таким названием. Важность для меня темы и то, что автор заслуживает моего…

  • (no subject)

    Почитал жизнеописание свт. Николая Японского и его дневники. Необыкновенно привлекательная личность. Не буду пересказывать — о нем довольно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Сон о Розанове

    Сон приснился. Еду в Институт философии, туда еще, на Волхонку, на конференцию по Вас. Вас. Розанову. С докладом. И, выйдя на Кропоткинской, вдруг…

  • Хайдеггер. Философия и богословие 1

    В недавнем посте я поместил не понятый мною сходу фрагмент из статьи МХ с таким названием. Важность для меня темы и то, что автор заслуживает моего…

  • (no subject)

    Почитал жизнеописание свт. Николая Японского и его дневники. Необыкновенно привлекательная личность. Не буду пересказывать — о нем довольно…