gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Гартман меняет лошадей

Последний параграф первой, вводной, главы раздела об «основных нравственных ценностях» Гартман заканчивает декларацией о смене способа работы. Дело в том, пишет он, что «здесь приходится иметь дело с трудностью, противоположной той, что имела место в первых группах ценностей. Если там материю (содержание) ценности было определить относительно легко, ценностный же характер порой был труднодоступен естественному ценностному чувствованию, то в случае с нравственными ценностями ценностное чувство в целом срабатывает легко (за некоторыми исключениями, разумеется), материи же постигаются чем далее вверх, тем труднее».
Всякий почти отличит справедливый поступок от несправедливого, щедрый от корыстного и т.д., но точно определить, в чем состоят эти ценности нелегко. И чем выше взбираемся, тем труднее. «В высшей степени так дело обстоит с «благом»: каждый смутно знает, какое ценностное качество имеется в виду, может весьма определенно отличить его от остальных ценностей, но «что»
оно есть по содержанию, знает далеко не каждый».

До сих пор Гартман производил своего рода категориальный анализ. «В случае с нравственными ценностями действовать следует иначе. Не категориальный анализ должен здесь быть путеводной нитью. Существует и историко-эмпирический доступ к пониманию нравственных ценностей — в ценностном содержании позитивных моралей, в разнообразии которых находит отражение значительная часть нравственного многообразия».
Т.е. он, надо понимать возвращается к испытанному способу работы – Аристотеля, Феофраста, Монтеня, Лабрюйера и других моралистов-эмпириков. Любопытно бы, кстати, когда речь пойдет о конкретных ценностях, заглядывать хотя бы в Аристотеля…
«Конечно, такой подход остается фрагментарным по своей сути, как и всякое отталкивание от эмпирически-случайного — и кроме того не работает в случае более всеобщих и более элементарных ценностей (основных нравственных ценностей). Но чем дальше в область конкретного и специального, тем значительней эффект. О завершенности ведь речи и так не идет; задача сводится к тому, чтобы достичь как можно большей широты обзора».

Начинаем.
«В основе всех нравственных ценностей лежит группа основных ценностей, в которой, в свою очередь, центральное место занимает ценность «блага». Кроме того, однозначно к ней принадлежат ценности благородства, полноты и чистоты — а, быть может, и другие, что нельзя решить a priori. Характерно для этих ценностей именно то, что они характеризуют многие весьма дифференцированные способы поведения в целом, а не какое-то специфическое поведение. …
Три другие ценностные группы — их с некоторым историческим правом можно назвать «ценностями добродетелей» — достаточно разобщены. Их единство отнюдь не строго, не необходимо. К первой группе относятся преимущественно ценности античной морали, ко второй — ценности культурного круга христианства; а третью группу образуют те ценности, которые не попали в первые две».

Напоминаю, что в этом видимом синкретизме – «что общего между Афинами и Иерусалимом?» – важная сторона подхода Гартмана: полноте царства ценностей принадлежит всё исторически ценившееся и то, что еще не открылось, а каждая эпоха, каждая традиция высвечивает, выделяет для себя какую-то часть, оставаясь слепа или равнодушна к другому.
Tags: Гартман, мораль, ценности
Subscribe

  • Проходим историю философии

    Читаю внучке и Тане еженедельные лекции по истории философии (сам при этом освежая и восполняя свое знание). Первые лекции - по античной и…

  • Про системную сложность

    Очень, по-моему, интересный текст Алексея Кунгурова (и не слишком, против его обыкновения, стёбный):…

  • Гуляем, но и работаем

    Съездили сегодня в Петрово-Дальнее, погуляли по парку пансионата. Под катом несколько фотографий реки - там Истра впадает в Москва-реку - ну и моих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments