gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гартман о ценности вещей и социальных связей

Продолжая разбираться с «благами» Гартман, по своему обыкновению, отмечает взаимосвязи и размечает уровни общности.
«Названные ценности – бытия, ситуативности, власти, счастья – суть лишь наиболее общие из типов благ. В их рамках теснится пестрое многообразие вещных, ситуативных и духовных благ. При этом обычно эти отдельные блага причастны более чем одному из тех всеобщих типов. Основная ценность присутствия является, пожалуй, общей для всех ценностей благ, не намного меньше это касается и ценности частной ситуации; а в другом смысле — и счастья. Чуть менее всеобщей, быть может, является ценность власти. Но большей частью одна из них стоит более на переднем плане, нежели остальные».
Про вещи:
«Самый низший и элементарнейший класс ценностей составляют ценности вещных благ с их своеобразным, исключительным способом бытия для отдельных лиц — обладанием и собственностью. Последнее перед чисто внешним обладанием имеет преимущество неотчуждаемости, сущностной принадлежности. Крайностями здесь являются бедность и богатство, неверно представляемые в ригоризме (например, уже у стоиков) как ценностно индифферентные».
Здесь бы ему задержаться, может быть, дальше выскажется о ценности богатства и бедности...
Про единства разной степени общности и то, что их обслуживает (институты) – аксиология социальности:
«Следующий класс благ образуют степени общности — от семьи до человечества. Материально пересекаясь с ними, к ним примыкает класс всеобщих структурных элементов этих ступеней — право, благосостояние, общение, язык, знание, образование и все многообразие духовных благ. Сюда принадлежит и ценность «свободной общительности» во всех ее формах; равно как и то, что Шлейермахер назвал благом «открытости»: язык сердца, чувства, который не прибегает к помощи слов, но составлен из мимики, жестов, да и всего внешнего облика, которые выступают как определенные символы, этот язык тоже способен доносить истину и ложь» – ничто не забыто!
«И кроме того есть еще один класс благ, которые основываются уже на нравственно ценном поведении людей — ибо, нравственно ценное поведение одних лиц является благом (обладает ценностью) для других лиц. Этому виду принадлежит и ценность «хорошей репутации», которая и сама по себе также нравственно окрашена, но является и неким благом для того, кто ею пользуется, ценности чести и доверия как блага для тех, кому они оказаны, ценности дружбы или любви как блага для тех, к кому их проявляют.
Причем не следует путать эти ценности благ с ценностями самих актов, имеющих те же названия. Нравственная ценность акта присуща его субъекту, а ценность благ он имеет для того, на кого он направлен» (364-365).

И, наконец, в следующем параграфе, завершая обсуждение благ, Г. говорит о том, что, с одной стороны, в мире, окружающем человека нет ничего, то, что было бы для него "решительно индифферентно в ценностном плане". Все для него имеет свое аксиологическое качество, позитивное или негативное», с другой – этическое значение блага имеют только в силу того, что они «фундируют» нравственные ценности (не будь их и не будь они ценны для человека – не было бы оснований для нравственных оценок); иерархия благ, соотношение их ценностей никак не связана с иерархией нравственных актов.
Tags: Гартман, вещь, общество
Subscribe

  • где мои 12 лет?

    Попал под грандиозный ливень, промок до последней нитки, местами шел по щиколотку в воде, два раза был обливаем машинами... И чувствовал себя…

  • читая ленту

    А не прокачать ли мне свой имидж?

  • Эк поперло всё!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments