«В рамках всеобщей ситуации присутствия возникают многочисленные отдельные ситуации. … Но не в одной индивидуальности ситуации заключается ее ценность. Независимо от типа и единичности жизненных ситуаций их ценность заключается прежде всего в том, что они ставят человека перед задачей, требуют от него позиции, ожидают его решения. Ситуации — поле человеческих действий, да и содержательный базис его моральной жизни вообще, поскольку она направлена вовне. …
С пониманием глубины этической действительности и с постижением ее ценностей человек растет морально, в том числе и там, где он даже не вовлечен в ситуацию и не предпринимает в ней никаких творческих действий. Ценность данной ситуации дифференцируется для него вплоть до преходящих ценностей мгновения. …
Существуют человеческие связи, имеющие характер относительно прочных отношений. От формальных связей людей, занятых на одном производстве, до глубочайшей любви и дружбы личная жизнь полна ими. Такие отношения являются достаточно замкнутыми, имеют собственную жизнь, которая с жизнью личностей, объединенных в данном отношении, ни в коем случае не совпадает; это содержательно нечто иное и в своем совокупном моральном содержании может значительно возвышаться над таковым содержанием личностей. Это может оказаться и сильнее личностей, быть выше их понимания, так что ситуация, со своей стороны, подчиняет себе личности, на которых она основывается».
Вот это, кстати, есть один из возможных смыслов ревности – не притязание на безраздельное владение другим человеком, а боль от повреждения и разрушения ситуации общности.
«Тот, кто не знает этого в жизни, может найти это в поэзии. В высшей степени драматический конфликт может произойти между, в сущности, ничего не значащими личностями. Его ценность — не эстетическая, но этическая ценность ситуации—объективна; эта ценность является таковой для всех людей: и причастных и непричастных конфликту. Собственная жизнь таких ситуаций совершенно реальная, протекающая во времени, как и жизнь человека. Ситуация имеет день и час рождения, развитие, высоту, спад и финал. Все глубокие человеческие отношения обнаруживают нечто от такого способа бытия. Ибо все ситуации обнаруживают один и тот же, правда, бесконечно варьирующийся, ценностный тип. Каждая человеческая ситуация — часть этического бытия. Вся совокупность ситуаций в этом смысле образует содержание этической действительности». (357-358)