gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гартман о способности к целенаправленной деятельности

Помимо свободы и предвидения человек обладает ценной способностью к целенаправленной деятельности.
Человек, утверждает Гартман, единственное известное нам существо, обладающее этой способностью. Ценны все три ее составляющие: способность целеполагания (предписывать еще не достигнутые результаты деятельности); способностью находить средства для
достижения цели; и способность направлять с помощью выбранных средств реальный процесс к установленной цели.
«Это тройственное осуществление власти в широком причинно-следственном потоке слепого хода событий, не разрывающее непрерывность этого потока и тем не менее образующее в нем инородное тело, есть то, что определяет своеобразное положение человека в мире, основание того, что он может реализовывать ценности, которые без его содействия остались бы недействительны. Благодаря такому властному положению, человек имеет — помимо внутренней свободы воли — еще и внешнюю свободу движения и свободу воздействия на события. Он может заставить работать на себя природные силы, даже направить их в случае необходимости против их «естественного хода».
Телеология человека — второй атрибут божественности в нем, способность предопределения. … Он прибавляет к каузальной детерминации целевую. Человек способен на это благодаря дару предвидения. Тем самым он исполняет свою метафизическую роль как посредник между ценностным царством и действительностью».
И опять про бремя богоподобия.
«Подобно ценностям свободы и предвидения, ценность предопределения также имеет свои сложности. Если человек не может вынести в полной мере дар предвидения, то уж тем более ему не по плечу и дар предопределения хода событий во всей его полноте. Предвидение как таковое хотя бы не делает человека ответственным, за целенаправленную же деятельность человек в ответе. Смысл предначертания как раз и заключается в том, что тот, кто его дает, имеет свою
вину и заслугу во всем, что касается его результатов. Неограниченная целесообразность означает неограниченную ответственность, ответственность за все. Имеющий власть — ответствен. Идея о Боге как предначертателе всего — это идея о неограниченной ответственности, одновременно, конечно, и идея о неограниченной способности к ответственности. … Человек — не Бог. Мера ответственности, которую он может вынести, резко ограничена; и когда она нестерпима, человек, будучи не в силах ее вынести, отрекается сам от себя; тогда он уже не стремится проявлять целенаправленную инициативу, но ищет возможности облегчения. …
Компетентность человека в отношении предопределения, быть может, еще более ограничена, чем в отношении предвидения… Многие силы в мире, которые он вполне способен отследить наперед, не поддаются абсолютно никакой инициативе с его стороны. …
Способность предопределять — самый властный, но и самый опасный дар из всех, которыми обладает человек. Она является ценностью для него только в границах выносливости. Сверх этого способность предопределять — не-ценность».
И вполне актуальный вывод:
«Вся практическая жизнь есть игра с этим опасным даром: правда, игра не праздная, но неизбежная, игра поневоле. Ибо в этом человек несвободен: пока он дышит, он не может выйти из этой игры. Только то, как он играет, как распоряжается этим даром, находится в его власти. И бывает, что этот дар, чем больше человек осознает власть, даваемую им в его руки, соблазняет его, ввергает во все более запутанные игры. Границы же своей выносливости в этом угаре он
замечает только тогда, когда они оказываются перейдены и игра для него заканчивается».(357-359)

Tags: Гартман, богоподобие, власть, предопределение, цель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments