gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

о человекосообразности идеального

В обсуждении очередного гартмановского поста с Тритой вышли на интересный вопрос, который, как я вдруг понял, занимал меня давно.
С тех пор, как Платон впервые указал на принципиальное различие между истиной и мнением, между идеей и ее несовершенными реализациями, иными словами выделил в сущем пространство идеального, - с тех пор философы не могли успокоиться и искали место идеальному в мыслимой картине целого.
Смущало то, что, с одной стороны, идеальное в противоположность ментальному и психическому объективно - термин, разумеется, позднейший, но именно в этом была новация Платона: идеи вечны, неизменны, не зависят от того, кто, когда и при каких условиях их мыслит. С другой, мыслит-таки, вроде бы неизбежно вспоминаешь о родстве идей с нашими переменчивыми мыслями... (назову это "парадоксом платонизма").
Сам Платон мыслил "царство идей" прдлинной реальностью, а видимый мир - его бледным отражением.
И он же вышел к пониманию этого царства как "мыслей", замыслов Бога-Творца, развитое позднее в христианском платонизме (логосы).
Гартман держится в этом вопросе именно чистого, а-теистического платонизма.
Наконец, можно, не принимая онтологического идеализма (представления о самостоятельном бытии идей), видеть в идеях концентрированный продукт исторического опыта человечества и относить их к пространству культуры, где они транслируются, чтобы быть реализованными в социальной жизни (методологическая схема воспроизводства деятельности).
Но - возвращаюсь к парадоксу платонизма - во всех этих его интерпретациях неистребим момент человекосообразности, или, как сейчас говорят, антропности: идеальное мыслимо только вместе с Человеком, как бы существует для человека.
Это не вызывает вопросов в культурной, деятельностной интерпретации: человечество вырабатывало идеи для своих нужд (скажем, ценности для нужд социальной организации).
Это объяснимо в религиозной интерпретации: Бог создал человека и дал ему ценности (в составе заповедей).
В гартмановской интерпретации это не обосновывается, но очевидным образом предполагается. В этом и стал уличать Гартмана trita.
Tags: Гартман, Платон, идеальное, идеи и вещи, методология, мысль
Subscribe

  • Ну и зануда!

    Это я про себя. Наткнулся у Куно Фишера, сначала в томе про Лейбница, теперь в кантовском на словечко zwecktätig, в словосочетании zwecktätig…

  • Патология и философия

    Все началось с удивления по поводу появления в «Критике практического разума» термина «патологический» в явно непривычном значении. Начал выяснять.…

  • В этот день 17 лет назад

    С любопытством перечитал ))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Ну и зануда!

    Это я про себя. Наткнулся у Куно Фишера, сначала в томе про Лейбница, теперь в кантовском на словечко zwecktätig, в словосочетании zwecktätig…

  • Патология и философия

    Все началось с удивления по поводу появления в «Критике практического разума» термина «патологический» в явно непривычном значении. Начал выяснять.…

  • В этот день 17 лет назад

    С любопытством перечитал ))