gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гартман о народах в человечестве

И в заключение темы целого и индивида – о народах и человечестве:
«Строгая целое не может быть актуальным, оно есть идея. Индивидуальность личности обычно тоже не может быть таковой, она сокрыта глубоко и в своей самоценности только хочет быть открытой. Конкретную сферу этической действительности образует выросшее в природе или даже исторически созданное эмпирическое общество. В нем, а не в целом в строгом смысле, расцветает изобилие всех тех ценностей, которыми в своем развитии овладевает индивид: витальный тип, язык, нравы, направление духа, культура. Нет никакого языка человечества и никакой единой культуры человечества, есть только языки и культуры народов. …
С этим связано, что самоценность некоего племени или народа никогда не может быть сведена к нивелирующей идее человечества. Они были и остаются индивидуальными ценностями и как таковые обнаруживают то же самое отношение к ценности целого в строгом смысле как ценность отдельного существа к ценности народной общности. … Несмотря на свою антитетику такие ценности требуют друг друга в качестве дополнения. … Многообразие и самостоятельная ценностная дифференциация для раскрытия человечности и его этоса не менее существенна, чем высокая перспектива единства. Ибо не только душевный склад, психический тип, мораль, поэзия, искусство и образование идеалов необходимо являются специфическими, характеризуя индивидуальность данного народа, непонятную и далекую другим народам; но у наций бывает и всемирная миссия, специфическая задача в целом человечества как такового и ради него самого, задача, которую может быть исполнена не им, но именно определенными народами с их особыми дарованиями и неповторимым положением каждого в общем процессе истории.
В этом заключается самоцель народов, их внутреннее определение, их всегда единственная и несравнимая национальная идея. Она существует, подобно идее отдельного индивида, независимо от того, насколько ее носитель — народ — ее исполняет или даже воспринимает. Как и все аксиологически идеальное, она никогда не сводится к действительности реального носителя. Народ может и не понимать своего внутреннего определения, своих специфических ценностей, своей всемирной миссии. Он может предаться чуждым идеалам, может, подчиняясь какому-то превосходящему влиянию, оставить свое собственное направление, допустить насилие над своим духом. И история знает печальные примеры этому. Но разрушение того, что возможно лишь однажды, лишь в одном народе, является трагедией. Ибо народы, как и личности, не повторяются.
И наоборот, величия и высоты пьеса истории достигает там, где такое внутреннее определение исполняется. Ибо самоценности народов, будучи исполнены, переживают их и продолжают существовать как их духовное наследие, когда реального народного тела уже давно нет на свете». (339-340)
Tags: народ, человек
Subscribe

  • не об о. Вячеславе

    Что-то ощутил нужду написать вот такой пост, отчасти дисклеймер (если верно использую басурманское слово) по отношению к вот этому. Мне совершенно…

  • (no subject)

    Напоминаю о том, что varandej продолжает странствовать и рассказывать об увиденном. Внимание к деталям и тщательное изучение истории…

  • Большой брат начеку

    Зашел в свой профиль и удивился на список "категорий". Раньше на этом месте было то, что я сам назвал в качестве своих интересов. Теперь -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments