gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Гартман о нерастворении в деятельности

Здесь он отталкивается от Фихте, который мыслил в направлении бессубстратности личности, растворении ее в чистой активности. Нет, "выстаивает" (заимствовал словечко у Триты) Гартман, личности нельзя этому поддаваться, она сама есть ценность как субъект всех мыслимых ценностей. Отсюда антиномия "активности - инертности":

В другом направлении со второй модальной антиномией тесно связана ценностная противоположность тенденции и сопротивления ей, активности и инертности. Эта противоположность развертывается внутри класса моральных ценностей, но в смещенном виде повторяется в ценностях благ. …
активность … делает субъекта личностью. При этом речь идет об активности в любой форме, в том числе и внутренней, в форме направленности на то, что нужно реализовать вне себя. Ценность активности есть, таким образом, ценность направленности-вне-себя как таковой, выхода за свои пределы…
Растворение в деятельности должно было бы само деятельное существо привести к распаду и уничтожению. …
Сколь бы ни было это саморастворение следствием чистой активности, но в нем не может заключаться смысл личности, поскольку она одновременно является носителем нравственных ценностей. … в нравственной сущности личности должно быть нечто, что уравновешивает в ней эту тенденцию, нравственное бытие, сопротивление какой бы то ни было тенденции, пребывание этической субстанции в себе самой; не пассивный субстрат, который был бы лишь аморфной материей, но, пожалуй, свойственная субстанциальному характеру личности тенденция к сохранению и постоянству, собственная моральная сила инертности. Тождественность личности во всяком ее выходе за свои пределы представляет столь же глубокое моральное требование, что и сам этот выход.
Можно, таким образом, с полным правом ценности активности противопоставить ценность инертности. Это ценность этического бытия по сравнению с ценностью интенции. … Это этическое бытие кладет границу тенденции, образует внутреннее сопротивление разнузданному продвижению. Его удержание в себе самом и в достигнутом есть его моральное самосохранение.
Всякое движение вперед должно возвышаться (лучше: надстраиваться) над постоянством. Если это не так, то отсутствует и тяжесть субстанции; ибо движение уже будет не движением чего-то, но движением ничего, т. е. не будет движением. Сила инертности — противовес этического бытия долженствованию, его опора в суете тенденции.
Эта инертность не есть пассивность — это парализовало бы активность, — не этическая инертность—таковая не была бы ценностью,—но онтическая инертность этической субстанции, постоянство реализованного ценностного содержания в ней в потоке активности, консервативная контртенденция этического бытия. В этом смысле она является ценностью, причем силовой ценностью, так же, как и ценность активности. (318-320)
Tags: Гартман, Фихте, деятельность, ценности
Subscribe

  • Умер художник Эдуард Штейнберг

    О смысле его художнического труда писал его друг Е.Л.Шиферс.В журнале elshiffers опубликован фрагмент из работы "Идеографический язык Эдуарда…

  • высокое искусство

    В Институте у нас стараниями милой Евгении Доновны Андреевой регулярно устраиваются выставки живописи и т.п. красоты. Вот и в этот раз, придя на…

  • долг дару

    За мной долг - закончить начатый перевод диалога Леррида и Мариона о даре. Сейчас не получается, но долги помню и стараюсь платить. В ознаменование…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments