gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гартман: антиномия долга и свободы

Напоминаю: Гартман – атеист, или агностик – во всяком случае, он, как Лаплас, в «гипотезе Бога» не нуждается. Но идеализм такого рода, как у него, платоновского типа, все равно имеет в большой мере структуру религиозного сознания и вынужден решать сходные проблемы. Встает перед ним и проблема «теодицеи» – аксиодицеи. В виде антиномий свободы и необходимости и еще одно, о которой чуть позже.

Анализ модальности долженствования показал, что в способе бытия бытийно должного,— т. е. ценностей — присутствует модус необходимости. Эта необходимость, в отличие от онтологической, существует независимо от возможности. … Такая абсолютная необходимость, поскольку она имеет отношение к ценностному характеру как таковому, сама является ценностью. Она придает идеальному бытию ценностей ту приподнятость над сущим иного рода, ту отрешенность от относительного, то неизменное существование по ту сторону бытия и небытия, которые невозможно выразить в каких-либо терминах, и в которых заключен «авторитет» этих принципов… . Эта необходимость придает ценностям их весьма своеобразную всеобщую значимость — для всякого, в том числе и отклоняющегося случая — всеобщность, которая продолжает существовать даже в конкретизации и индивидуальности материи (там, где только может учитываться какой бы то ни было случай) и сохраняется точно такая же, не ослабевающая, непреклонная, не допускающая никаких компромиссов, вплоть до трагических ценностных конфликтов жизни. …
И эта ценность необходимости имеет свою противоположность в ценности свобод. Это свобода, которую как раз те же самые ценности, причем именно в их абсолютной необходимости, оставляют тем самым существам, которые причастны им в ценностном чувстве. Дело в том, что личность, знающая о необходимости, тем не менее не испытывает принуждение с ее стороны. … Если бы описываемая необходимость была привязана к возможности, то она была бы равна онтологической необходимости, а личность была бы подчинена ей, как закону природы. Причастность к ней не была бы тогда чем-то возвышающим и отличительным, не извлекала бы человека из ряда природных существ. Именно недостаток принудительной силы в долженствовании есть ценность, причем, основная конституирующая ценность для нравственного существа. Первоначально возможными акты, которым вообще может быть присуща нравственная ценность, становятся из-за этого бессилия в абсолютной необходимости долженствования бытия.
Такое положение дел достаточно парадоксально. Именно то, что проявляется как некий недостаток в способе бытия ценностей — неспособность прямо детерминировать реальное, широко распространенное несоответствие им реального (в том числе и реального человеческого поведения) — в смысле морального феномена является бесконечно ценным. Это бессилие ценностей обусловливает положение личностного субъекта в мире как той инстанции, что опосредует воздействие ценностей в реальном. За счет этого акты, при помощи которых субъект приступает к реализации бытийно должного, являются носителями высших, нравственных ценностей. И если бы подобного начинания не было, то в мире не было бы ничего, в чем могли бы проявиться нравственные ценности.
Следовательно, свобода, которую описываемая необходимость ценностей оставляет субъекту, сама является основной элементарной ценностью. Она — и это в ней антиномично — ценность, хотя противостоит необходимости, которая является точно такой же основной элементарной ценностью, модально ее ограничивает.
Можно сказать, ценно здесь собственно антиномическое отношение самих этих двух ценностей, их обоюдная компенсация и ограничение. Ибо в этом отношении неопределенности между ними коренится положение нравственной личности вместе со всеми ценностями, носителем которых она тем самым становится.
Tags: Гартман, долг, свобода, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments