Гартман о единстве этики (3): вверх или вниз
Если все-таки предполагать существование высшей, объединяющей, всеподчиняющей ценности - пусть как недоступного видению предела, то
существует, по меньшей мере, две возможности. Искать ее следует в направлении самых простых и элементарных ценностей, причем за последней из известных, или же в обратном направлении, в направлении сложнейших, содержательно наполненных, также за последней из познаваемых. В первом случае дело идет о высшей ценности как о самой сильной и самой элементарной (а, пожалуй, и самой всеобщей), во втором же — об аксиологически высшей.
Эти два случая сконституированы не in abstracto. Все исторические морали отчетливо обнаруживают либо одно, либо другое направление поиска единства. Мораль удовольствия, счастья, самосохранения, кантовская этика всеобщности, мораль активности Фихте ищут высшую ценность в направлении самой элементарной и всеобщей. Мораль справедливости, любви к ближнему, любви к дальнему, мораль личностности ищут ее в направлении аксиологически высшей ценности. Наличие смешанного ценностного типа, да и то, что и названные не являются чистыми, ничего в этом не меняет.
Вроде понятно, да?
существует, по меньшей мере, две возможности. Искать ее следует в направлении самых простых и элементарных ценностей, причем за последней из известных, или же в обратном направлении, в направлении сложнейших, содержательно наполненных, также за последней из познаваемых. В первом случае дело идет о высшей ценности как о самой сильной и самой элементарной (а, пожалуй, и самой всеобщей), во втором же — об аксиологически высшей.
Эти два случая сконституированы не in abstracto. Все исторические морали отчетливо обнаруживают либо одно, либо другое направление поиска единства. Мораль удовольствия, счастья, самосохранения, кантовская этика всеобщности, мораль активности Фихте ищут высшую ценность в направлении самой элементарной и всеобщей. Мораль справедливости, любви к ближнему, любви к дальнему, мораль личностности ищут ее в направлении аксиологически высшей ценности. Наличие смешанного ценностного типа, да и то, что и названные не являются чистыми, ничего в этом не меняет.
Вроде понятно, да?