gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Гартман "о персональных логосах"

Гартман для меня интересен еще и тем, что многие его идеи легко транспонируются на христианскую антропологию (как и всякий платонизм) - достаточно помыслить его "царство ценностей" в духе, например, прп. Максима Исповедника как пространство божественных логосов. Вот одно из следствий такого транспонирования:

Личностные ценности не могут быть предметом стремления в числе прочего потому, что их, пожалуй, можно чувствовать, но едва ли можно структурно постигать и стремление вовсе не может быть направлено на них однозначно. Но для реализации этого и не требуется, так как не требуется и стремления. Человек, чья индивидуальная моральная идея в нем составляет некую силу, и без того реализует эту идею во всем его поведении, что бы он при этом не ставил в качестве цели своих стремлений. Он как бы постоянно «строит» в себе свое собственное моральное бытие, поскольку во всем его стремлении и поведении полагаемые целью ценности ситуации отбираются под влиянием не только общих нравственных ценностей, но и ценностей его личного этоса. Но для процесса такого строительства ему вовсе не обязательно иметь ценностное сознание и даже сознание вообще. Короче, личностные ценности реализуются точно так же, как и все другие ценности личности: в стремлении к другим, внешним ценностям и без направленной на них интенции.

Если на место "личных ценностей" поставить "персональные логосы" как замысел Бога о каждом человеке, то суждение Гартмана выглядит очень здравым.
Tags: Гартман, Максим Исповедник, личность, логосы персональные, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments