gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гартман: апории свободной необходимости

Во-первых, кажется, что если в долженствовании бытия усматривать необходимость, то имеет место смещение понятий. Если бы бытийно должное на самом деле было необходимо, то оно ведь уже должно было бы «быть». Но бытийно должное находится как раз по эту сторону бытия, — по крайней мере, реального. И уж тем более актуально бытийно должным оно является только потому, что оно не реально [т.е. действия по его реализации нужны, когда его в реальности нет]. Онтологически же необходимое в силу этого действительно.
И, во-вторых, мыслима ли вообще необходимость, освобожденная от возможности? Не заключается ли онтологический смысл необходимости именно в наличии всех без исключения условий [для того, чтобы то, о чем речь могло быть]? Но в таком случае необходимость должна содержательно совпадать с возможностью, то есть находиться с ней в равновесии и заключать в себе действительность. Ведь это заключение в себе действительности составляет подлинный смысл онтологической необходимости — в отличие от гносеологической необходимости [требующей специального обоснования в отношении действительно существующего – почему оно существует с необходимостью], которая здесь не рассматривается. Как же, таким образом, возможна отдельная, свободно парящая [над реальностью] онтологическая необходимость?
На второй вопрос можно ответить так: такая необходимость на самом деле невозможна. В царстве реального как такового она не имеет места,— по крайней мере, пока она существует чисто для себя, без аксиологического оттенка. Онтологическое в узком смысле ее исключает; лишь этическая [ценностно-заряженная] реальность может ее в себе содержать. В широком смысле онтологична и этическая реальность, но она не чисто онтологична. В царстве природы необходимо только то, что также и возможно; и это как раз действительное. Онтологически действительное модально определено этим отношением совпадения. Бытийственно же должное как таковое вовсе не есть онтологически действительное. … Ибо долженствование бытия — вовсе не онтологический феномен.
Следовательно, неверно искать основное онтологически-модальное отношение в долженствовании бытия. Как раз в нем это отношение снято. Необходимость здесь отделена, свободна от возможности. Она также не заключается, в отличии от онтологической [необходимости], в наличии всего ряда условий и во включенности в них. (Существует включение с другой стороны, в данном случае со стороны идеального бытия; а то, что оно проникает в реальное не прямо, не является реальным включением, это в точности соответствует … преломленной форме аксиологической детерминации [т.е. ее «преломленности» через субъекта, зависимости от его нравственного решения и воления]).
Как раз в этом состоит «измененный» характер необходимости. Здесь она не является вынужденностью бытия,— для этого должна была бы уже существовать возможность бытия. В сущности, конечно, эта этическая необходимость — та же самая. Изменился только ее облик,— изменился так, что исходя из онтологически-натуралистической установки ее можно и не узнать. И все же это изменение касается только «расторжения» связи с возможностью, к которой настроенный исключительно на реальность наивный взгляд привык как к нерушимой закономерности. Эта закономерность и существует нерушимо, но только для действительного; не для того, что стоит по эту сторону действительности и недействительности, то есть не для долженствования бытия.
Выражаясь онтологически: хотя возможность и необходимость в рамках действительного неразрывно связаны; но они не являются неразрывными в себе. На границах действительного их связь распадается. Долженствование же актуального бытия эту границу действительного как раз и переходит [поскольку речь-то идет о том, чего нет или может не быть, или даже не может быть, но должно быть – как говорит нам ценностное чувство!]. В этом переходе узко-онтологическая проблема сталкивается с новым, более фундаментальным смыслом необходимости. Не вынужденность бытия, не невозможность «отставания от действительности», не включенность в тотальность реальных условий (ratio sufficiens – достаточное основание) составляет ее изначальный смысл, но направленность на что-то. Если эта тенденция непротиворечива, то она становится имплицированием, включением, неизбежно влечет за собой действительность. Это тот случай, когда ряд условий наличествует полностью [всё для того, чтобы это могло быть], то есть когда одновременно существует онтологическая возможность. В таком случае здесь наличествует необходимость вынужденности бытия, реальная невозможность «отставания от реальности», невозможность инобытия. Эту импликацию мы называем обычно «необходимостью» — как если бы не было никакой другой. Но она есть лишь частный случай, необходимость одновременно возможного и поэтому действительного.
Если отсутствуют некоторые из условий, если нет онтологической возможности, и все же существует тенденция к этому онтологически невозможному, то мы имеем тенденцию в подлинном смысле, освобожденную, свободную необходимость, в которой впервые выступает характер направленности на нечто. В природе этого не бывает, это имеет место только в аксиологической детерминации, в долженствовании бытия, как и в формах его проявления в этической реальности, в телеологии человека. …
Тем самым разрешается и первая апория. Здесь на самом деле происходит смещение в понятии необходимого. В анализе модальности долженствования необходимость сведена к своему первоначальному смыслу, своей более общей, находящейся по эту сторону онтологической привязанности к возможному сущности.

Tags: Гартман, свобода, ценности
Subscribe

  • (no subject)

    Ага! Вот чем отличается онтика (учение о сущем) от онтологии (учения о бытии): онтология учит не только о сущем, но и о возможном и необходимом.

  • о реальности идеального

    "Что такое математика — изобретение или открытие? Процесс получения математиками результатов — что это: всего лишь построение не…

  • Р в ММК 17: ОГ о смысле и функциональной структуре сознания 8

    Третье занятие. 1972-10-30 Генисаретский. Прошлое занятие мы закончили на рассмотрении второй функции способности, а именно, функции постоянного…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments