gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Гартман о модальностях

Модальный анализ отношений между ценностями и реальностью, предпринятый Гартманом удивителен своим изяществом и объяснительнной силой. И имеет прямое отношение к теме идеала. Посему - несколько постов с цитатами (в которые в квадратных скобках вкраплены мои пояснения.


Идеальность в себе точно так же иррациональна, как и реальность. Эти сферы в-себе-бытия неопределимы. Их можно приблизительно описать, можно показать, оно может быть дано; но описывается или дается всегда лишь или некое конкретное содержание, или отношение сфер. Субстанциальность и относительность, пожалуй, постижимы, но не модальность в них. Дело же как раз в модальности [способе бытия]. Что не рационально, то не может сделать рациональным никакая теория.
Однако в бытии ценностей есть оборотная сторона, чья [здесь неточность: долженствование – модальность реального, обусловленного ценностью, см. ниже: ценности – не должные, но сущие] модальность более доступна для мысли: долженствование идеального бытия. В проблеме способа бытия можно начать с него. Правда, при этом нельзя забывать три вещи.
Во-первых, сущность ценностей к долженствованию бытия не сводится, поскольку оно — модальность, но характерна ли эта модальность для в-себе-бытия ценностей, не доказано [т.е. он хочет сказать, что долженствование присуще не только ценностям?]. Во-вторых, долженствование бытия свойственно не идеальной сфере как таковой, но только небольшому ее фрагменту: сфере ценностей. Следовательно, по нему и невозможно будет получить определение идеального как такового, но можно будет — только этически идеального, в отличие от теоретически идеального; причем тогда сама идеальность как неопределяемый модус опять-таки остается предполагаемой. В-третьих же, и подобным образом к идеальным образованиям можно приблизиться только со стороны их соотнесенности с реальным. Ибо долженствование бытия ценностей, пусть даже идеальное, существует не для самой идеальной сферы — в которой ценности ведь являются вовсе не должными, но «сущими»,— но исключительно для реальной сферы (включая сферу реальных актов субъекта). Оно изначально есть долженствование в отношении реальности. Возможно, что это последнее обстоятельство является метафизическим основанием того, почему модальную структуру долженствования вообще можно постичь. Ведь модальности чистых сфер постичь нельзя [это трансинтеллигибельно]. (250)

Начиная с Канта проблема этических принципов шла путем через долженствование, и в некоторых вопросах это оказалось плодотворным. Отсутствовал лишь собственно модальный анализ долженствования. Это было следствием всеобщего пренебрежения проблемой модальности в философии XIX века. (250)

Tags: Гартман, возможное, ценности
Subscribe

  • (no subject)

    учусь ходить (не пугайтесь, в переносном смысле)

  • начала

    С первого же взгляда различаю начала троякого рода: начала (отправные точки) мысли, начала сущего (из чего всё) и начала - начало! - бытия. Есть…

  • и слово в музыку вернись

    Пришло на ум, что если вновь и вновь не возвращаться к началам, то они начинают осыпаться или, в другом залоге, костенеть, словом, подменяться

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments