gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гартман против телеологизма

Вот это, кажется, самое-самое онтологии Гартмана:

Всякое телеологическое мировоззрение основано на отмеченном выше примате ценностей перед онтологическими категориями. Этот примат есть одновременно подчинения бытия долженствованию бытия. А это подчинение есть довольно сомнительный тезис. В нем более низшие, простые и всеобщие принципы сделаны зависимыми от более высших, сложных и частных. Но это — переворачивание всеобщего основного категориального закона, согласно которому в наслоении категорий низшие всякий раз образуют предпосылку высших, а именно — их категориальные условия или элементы. Каждая более общая категория новым способом объединяет более низшие, возвышаясь над ними как над материей в качестве более высокой формы. Новое в ней — сама эта форма. Из этого следует, однако, что низшие категории всегда более независимы, безусловны, и для себя существуют без высших, и что высшие всякий раз ими обусловлены, зависимы от них и существуют только при их условии, и что с новизной своей формы они могут пребывать лишь в том пространстве, которое осталось недетерминировано низшими категориями. Высший принцип не может тягаться с низшим, не может его отменить, он может только сформировать над ним и из него как из строительного материала некое более высокое образование. Короче, низшие категории «сильнее», высшие — «слабее».
Телеологическая метафизика нарушает этот закон. Она—его инверсия. Здесь высшие принципы (ценность, долженствование, telos) поставлены впереди низших, последние же поставлены от них в зависимость. Причинно-следственная связь природы сделана зависимой от целевой связи, хотя она—как показал анализ последней — является ее предпосылкой.

Но что за "всеобщий основной категориальный закон" и на чем основана его "всеобщность и основность"? В нем, несомненно, есть некая здравосмысленность, та самая, на которой основана и привлекательность материализма: простое, примитивное, низкое как бы прочнее "стоит на ногах", укоренено в бытии. No nonsense, "Аркадий, не говори красиво" На этом же принципе основана известная "пирамида Маслоу": высокое доступно человеку, когда он сыт и в других отношениях телесно обихожен. Но никакой безусловной в себе и из себя убедительности здесь нет. Да и жизнь достаточно многообразна, чтобы являть вещи, не сообразующиеся с этим "всеобщим основным категориальным законом".
Tags: Гартман, высшее и низшее, материализм, простое, целесообразность
Subscribe

  • что важнее?

    Рассела... отчасти изумляли, а отчасти возмущали попытки Витгенштейна убедить его "со всей серьезностью, что лучше быть добрым, чем умным".…

  • абстрактное и конкретное, конкретное переживание абстрактного

    Из письма логику и математику, моему постоянному собеседнику и корреспонденту: Для меня главная тема сейчас - абстракция. И ее противоположность -…

  • Бог как отсутствие

    Ставил я когда-то, и не один раз, вопрос о проторелигиозности, т.е. о том первичном качестве или склонности, или способности... , из которой, в ходе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments