?

Log in

No account? Create an account
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
Гартман против телеологизма
аква 2
gignomai
Вот это, кажется, самое-самое онтологии Гартмана:

Всякое телеологическое мировоззрение основано на отмеченном выше примате ценностей перед онтологическими категориями. Этот примат есть одновременно подчинения бытия долженствованию бытия. А это подчинение есть довольно сомнительный тезис. В нем более низшие, простые и всеобщие принципы сделаны зависимыми от более высших, сложных и частных. Но это — переворачивание всеобщего основного категориального закона, согласно которому в наслоении категорий низшие всякий раз образуют предпосылку высших, а именно — их категориальные условия или элементы. Каждая более общая категория новым способом объединяет более низшие, возвышаясь над ними как над материей в качестве более высокой формы. Новое в ней — сама эта форма. Из этого следует, однако, что низшие категории всегда более независимы, безусловны, и для себя существуют без высших, и что высшие всякий раз ими обусловлены, зависимы от них и существуют только при их условии, и что с новизной своей формы они могут пребывать лишь в том пространстве, которое осталось недетерминировано низшими категориями. Высший принцип не может тягаться с низшим, не может его отменить, он может только сформировать над ним и из него как из строительного материала некое более высокое образование. Короче, низшие категории «сильнее», высшие — «слабее».
Телеологическая метафизика нарушает этот закон. Она—его инверсия. Здесь высшие принципы (ценность, долженствование, telos) поставлены впереди низших, последние же поставлены от них в зависимость. Причинно-следственная связь природы сделана зависимой от целевой связи, хотя она—как показал анализ последней — является ее предпосылкой.

Но что за "всеобщий основной категориальный закон" и на чем основана его "всеобщность и основность"? В нем, несомненно, есть некая здравосмысленность, та самая, на которой основана и привлекательность материализма: простое, примитивное, низкое как бы прочнее "стоит на ногах", укоренено в бытии. No nonsense, "Аркадий, не говори красиво" На этом же принципе основана известная "пирамида Маслоу": высокое доступно человеку, когда он сыт и в других отношениях телесно обихожен. Но никакой безусловной в себе и из себя убедительности здесь нет. Да и жизнь достаточно многообразна, чтобы являть вещи, не сообразующиеся с этим "всеобщим основным категориальным законом".


  • 1
Вначале "низшие - всеобщие", затем "общая - возвышаясь".

Что-то с переводом.

Но это же не мешает мысль понять, она довольно ясна.

Какая из мыслей: что высшие - частные, или что высшие - общие?

Ни то, ни другое.

  • 1