gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Гартман: энергийны ли ценности?

Гартман ворочает глыбами.
С одной стороны, утверждает он и это для него важно, что ценности - в отличие от онтологических категорий - не детерминируют напрямую реальности, что для этого им нужен аксиологически восприимчивый субъект, волящий и целеполагающий человек, отдающий им свою энергию и реализующий их в своем поведении и деятельности.
С другой - вот этот яркий пассаж:

Ценность—это сила, стоящая за динамикой долженствования бытия. В принципе ценности сущее теряет свое равновесие, приходит в движение, обретает ту или иную тенденцию—за свои пределы. Ценность—центр притяжения в его уравновешенности, «первая энтелехия» его движения. Для бытия природы это аристотелевское понятие субстанции — которое в основе своей является понятием цели — оказалось сомнительным основоположением. Применительно же к этическим феноменам оно является весьма метким. Здесь имеет место предвосхищение целевой точки, и заключено это предвосхищение как раз в субстанциальной сущности принципа. Ценность есть одновременно и энергия, и точка наведения. Она как субстанциальное не толкает процесс впереди себя и от себя далее, но направляет его на себя. Она—та точка притяжения, на которую указывает долженствование бытия, и куда направлена всякая реальная тенденция, которая этому долженствованию следует.

Как это совместить?  Гартман делает это так:

Реализация долженствования бытия является преломленной, распадающейся на два звена детерминацией, точка преломления — личностный субъект. Первое звено — его можно было бы
назвать первичной детерминацией — это детерминация субъекта ценностью; «восприятие», чувствование или видение им ценности. Эта детерминация, первый раз направленная от идеального к реальному бытию (ибо ценностное чувство—уже реальный акт), естественно, не является целевой. Ее тип… с одной стороны близок отношению познания — ибо ценностное видение и даже первичное ценностное чувство есть род «схватывания», с другой стороны, однако, здесь имеет место отношение господства и обусловливания, как это бывает всегда между
принципами и сферой их действия.
На долю целевой детерминации остается исключительно второе звено, вторичная детерминация, которая исходит только от ценностно-зрячего, волящего и действующего субъекта. Эта вторая детерминация всецело заключена внутри реального; в ней превращение идеального в реальное (в реальное ценностное сознание) уже предполагается. Она исходит от реального субъекта и распространяется там, где она становится внешним поступком, на другое реальное, а там, где она есть лишь внутренняя установка субъекта,— на организацию самого личностного субъекта.

На ум приходит физикалистская аналогия: триггер, малая энергия, выпускающая большую.
Tags: Гартман, ценности, энергия
Subscribe

  • Смерть Моисея

    Mike Freikman 16 июля, 17:17 . Via pavel_g_m. Как всё произошло на самом деле. Эфиопская версия. В своё время я наткнулся на один короткий…

  • О заместительной жертве в божественной педагогике

    В обсуждении темы "искупления" встал вопрос о смысле заместительной жертвы. Вот что надумалось. Всякая жертва есть жертва заместительная.…

  • Падение Dasein

    Итак, то, откуда происходит расхожее понимание времени, экстатически-горизонтальную временность, следует считать временем в первичном смысле. Оно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Смерть Моисея

    Mike Freikman 16 июля, 17:17 . Via pavel_g_m. Как всё произошло на самом деле. Эфиопская версия. В своё время я наткнулся на один короткий…

  • О заместительной жертве в божественной педагогике

    В обсуждении темы "искупления" встал вопрос о смысле заместительной жертвы. Вот что надумалось. Всякая жертва есть жертва заместительная.…

  • Падение Dasein

    Итак, то, откуда происходит расхожее понимание времени, экстатически-горизонтальную временность, следует считать временем в первичном смысле. Оно и…