gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гартман - Прокл - Платон

Удивительные вещи вычитываются у Гартмана. Такое впечатление, что этот немец первым, после многосотлетнего перерыва (или это мое невежество?) всерьез отнесся к платоновскому «миру идей» и стал изучать его устройство. И сразу же встали все вопросы, которые встают, если примешь этот взгляд. Те, которые вставали перед самим Платоном в «Пармениде», и те, которые обсуждал Прокл в комментарии на этот диалог…

Тезис о том, что ценности суть некие сущности (Wesenheiten), до сего времени интерпретировался двояко. Во-первых, ценности суть обусловливающий prius всех феноменов моральной жизни, причем априорность ценностного сознания составляет лишь частный феномен. А во-вторых, они обладают абсолютностью по сравнению с оценивающим субъектом. Выяснилось, что всякая «соотнесенность с субъектом» затрагивает лишь структуру материи. Ценность же материи не тождественна этой ее структуре.
Материя и ценностный характер не совпадают. Материя есть лишь содержательное образование, имеющее ценностный характер. Нравственная ценность доверия не есть само доверие. Последнее есть лишь материя — специфическое и абсолютно всеобще характеризуемое отношение между двумя личностями. Ценностный характер доверия не является этим отношением — причем не только реальным отношением между определенными личностями, но даже вообще идеей такого отношения. «Материя» здесь — именно только идея доверия. Взятая для себя, она есть чисто онтологическое, не аксиологическое образование, идеальная сущностная структура особого бытийного отношения. Собственно ценностность в ней — нечто совершенно другое, ни к чему больше не сводимое, но в этой своей инаковости вполне ощутимое и обнаруживаемое в ценностном чувстве. Ценностность гетерогенна всякой онтологической структуре и всякой относительности в ней, хотя с последней она связана — ens sui generis1, некая сущность (Wesenheit) иного рода. Ценностность есть нечто, что хотя самим многообразием «материи» многообразно дифференцировано — ибо отличаются отнюдь не только материальная сущность, например, доверия от материальной сущности верности, но непременно и ценность доверия от ценности верности,— и все-таки нечто, что во всяком дифференцировании всегда еще остается отличным от материи, как бы надстраивает ее над собой, наслаивает на себя, придает ей видимость какого-то смысла, какого-то значения более высокого порядка, который для ее онтологической сущности остается вечно трансцендентным, потусторонним, несравнимым и вовлекает ее в иную сферу контекстов, в интеллигибельный порядок ценностей.


Как это понимать? Т.е. в идеальном мире есть идея доверия, есть ценность доверия и – отдельно? – есть «ценностность», которая придает идее доверия ее ценностный характер – идея ценности? Получается, что идеи могут объединяться в более сложные идеи?
А что? Так, пожалуй, и есть. И если мы переформулируем это на язык «культуры», то получим вполне правдоподобную картину аффилиации культурных значений – знаний, норм, ценностей и т.п.
Tags: Гартман, Платон, Прокл, идеи - связь, ценности
Subscribe

  • мамы всякие нужны... почти

    Такое впечатление, что обсуждающие вопрос о "вере и делах" под "делами" понимают только аскезу для укрощения плоти, ну может…

  • лила

    Что такое игра? Природу этого феномена обсуждали в ММК, сначала в 1960-е применительно к детской игре, а потом в связи с ОДИ. Из трех определяющих,…

  • к предыдущей записи

    В комментарии к предыдущей записи pavel_g_m задал вопрос: Это все было 9 лет тому назад, а что вы этой публикацией хотите сказать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments