В воспитании, как известно, ничто не действует так непосредственно и радикально как пример. Но и взрослый прибегает к конкретным образцам. …
Как это сочетается с априорностью ценностей? Не заимствованы ли явным образом оценки того, кто следует определенному образцу, из действительности, из опыта? Т. е. не апостериорны ли они?
На это можно ответить: до всякого следования идет признание самого образца. Если это чистый идеал без какой бы то ни было реальности, то он с самого начала стоит на одном уровне с самими ценностями, априорен, как они, и отличается от них только живой конкретностью. Если же образцом является некий действительный определенный человек,— не будем учитывать идеализацию, которая и так всегда имеет место,— то спрашивается: почему я выбираю себе образцом именно его, и никого другого? Ведь не может быть случайностью, что я выбираю именно этого (стоик—Зенона или Сократа, христианин—образ Иисуса).
Выбор этот имеет весьма определенное основание, невозможно принять за образец первый попавшийся образ. Признать можно лишь образец, имеющий определенные моральные качества, соответствующий определенным требованиям, короче, образец, у которого его содержание, его «материя» очевидны.
А что значит эта очевидность? Откуда я знаю, какие качества должен иметь образец, каким требованиям он должен соответствовать? По каким признакам я узнаю, что он достоин быть образцом? Ответ может быть только один. Очевидность образца, самой его образцовости, состоит уже в соответствии ценностным критериям, которые я осознанно или не осознанно прилагаю. Возведение некоей личности в пример есть уже моральное ценностное суждение о ней. Выбор происходит как раз уже с определенной ценностной точки зрения.
Но ведь очевидно же, что в жизни все не так. Подросток делает своим образцом того, в кого он влюбляется. Да и про взрослого не скажешь с определенностью, что идет прежде - любовь к избираемому образцом (не всегда скажешь за что, а если и скажешь, то не всегда это нравственные качества) или моральная оценка. Более того, в уже избранной образцом личности что-то может смущать, быть морально непрозрачным.
Иное дело, когда нужно обосновывать выбор - себе или другим...