gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Гартман: Платон против Канта

Для Канта нравственный закон творится волей трансцендентального субъекта. Гартман так излагает его аргументацию:

Для него существуют лишь две возможности: либо принцип происходит из внешнего мира, из вещей, природы, либо он происходит из разума. В первом случае он «эмпиричен», ему недостает всеобщности и самостоятельности (автономии) по сравнению с категориями и законами природы, и, кроме того, он является только лишь «гипотетическим императивом», не собственно заповедью, которая могла бы установить себя в противоположность естественным тенденциям. Если же он происходит из разума, то он всеобщ, априорен, является безусловным «категорическим» императивом, то есть подлинной заповедью, и независим, автономен в отношении всех законов природы, и даже превосходит их.

Следуя той же логике, должен вроде бы решаться и центральный для Гартмана вопрос о ценностях:

В каждой ценности в принципе существуют обе эти возможности. В каждой единичной ценности они повторяются вновь как альтернатива эмпирического ценностного релятивизма и трансцендентального ценностного априоризма. Кантовский вопрос, таким образом, помещает нас в центр фундаментальной систематической проблемы сущности ценностей. Кроме того, он делает исторически возможным предметное развертывание этой проблемы.

Но Гартман не согласен и ловит Канта на ошибке:

Такое умозаключение верно только в том случае, если дизъюнкция в большей посылке является строгой. Таким образом, встает вопрос: является ли альтернатива Канта строгой дизъюнкцией? Действительно ли для принципа нет иных возможностей, кроме как происходить либо из «природы», либо из «разума»? Или, если перенести это на проблему ценностей: действительно ли ценность может быть либо абстрагирована из вещей (или естественных тенденций), либо продиктована волящим субъектом? …
Если бы эта альтернатива означала просто «либо a priori, либо a posteriori», то она существовала бы правомерно и исключала бы третью возможность. Из невозможности апостериорного происхождения тогда с необходимостью следовал бы априорный характер принципа. Но
кантова альтернатива «либо из природы, либо из разума» ей не тождественна. …
Не способен ли субъект видеть содержание априорного точно так же предметно, как и содержание апостериорного? Ведь то, что для получения априорного содержания не нужны реальные («эмпирические») предметы как таковые, нисколько не вредит его предметности. Геометрические отношения хотя и нельзя абстрагировать из вещей, но их нельзя абстрагировать и из нарисованных фигур, по этим фигурам их в лучшем случае можно демонстрировать; но поэтому они все-таки суть нечто чисто объективное, созерцаемы как объект и не имеют с функциями сознания ничего общего. …
Предрассудок, не позволивший Канту понять предметность усматриваемого a priori, состоял именно в том, что полноценным предметом1 тот считал только эмпирическое (то, что одновременно является и «чувственным»). Этот предрассудок, в конечном счете, стал виновником всех заблуждений идеализма. В нем заключалась причина того, что вся сфера идеальных предметов — открытая уже в платонизме и теоретически развитая как «в себе сущее» — для XIX века вновь оказалась совершенно чужда.
...
Решение заключается в доказательстве того, что есть в себе сущая идеальная сфера, в которой ценности пребывают первоначально, и a priori усматриваются как ее самостоятельные, не зависимые ни от какого «опыта» содержания.

Tags: Гартман, Кант, Платон, трансцендентальное Я, ценности
Subscribe

  • Бес времени под руку

    Пользуясь "голосовым переводчиком", наговариваю рукописный текст ГП. Диктую Л.Б. (сокращение от Леви-Брюль). "Переводчик" пишет…

  • (no subject)

    Из Роджера Хаттауэя (XVII в.) Ты не плачь, дитя, не плачь. Что с того, что эта птица Не летает, не резвится, Не несется мыслью вскачь? Что с того,…

  • Точнее не скажешь

    yettergjart: Вообще очень не хватает режима вольного, нецелеориентированного чтения (которое всегда было в моём обиходе синонимом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Бес времени под руку

    Пользуясь "голосовым переводчиком", наговариваю рукописный текст ГП. Диктую Л.Б. (сокращение от Леви-Брюль). "Переводчик" пишет…

  • (no subject)

    Из Роджера Хаттауэя (XVII в.) Ты не плачь, дитя, не плачь. Что с того, что эта птица Не летает, не резвится, Не несется мыслью вскачь? Что с того,…

  • Точнее не скажешь

    yettergjart: Вообще очень не хватает режима вольного, нецелеориентированного чтения (которое всегда было в моём обиходе синонимом…