gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

переживание не пережитого

Гартман, разбирая возможные объяснения того, как нам доступен опыт другого, начинает с "вчувствования":

Само сопереживание можно понимать как «вчувствование», причем хотя собственные аналогичные акты заранее осознавать не требуется, но они все-таки образуют предварительное условие и в каком-то смысле играют роль интерпретирующей инстанции. Всякое схватывание чужого сознания протекает тогда по аналогии с опытом собственного. Сильная сторона этого воззрения обнаруживается в известном, слишком человеческом явлении ложного восприятия чужого этоса — как раз по аналогии с собственным, т. е. именно в случаях неудачного схватывания. Слабая же его сторона — в неспособности объяснить знание о гетерогенном, не аналогичном. Насколько же существенна именно эта гетерогенность в знающем противостоянии личностей, не стоит и говорить. Теория оказывается несостоятельной перед лицом фактов.

А почему, собственно, несостоятельной? Почему не объяснимо знание о гетерогенном? Логика Гартмана: потому что его нет в моем опыте. Ну и что? Ведь умом мы переходим от того, что знаем, к тому, чего не знаем - через "знание о незнании", через опознание пробела в нашем знании. Вопрос только в том, распространяется ли эта возможность на переживание, возможно ли переживание не пережитого. По-моему, вполне возможно, для того нам и дано воображение.
Tags: Гартман, воображение, другой, опыт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments