gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Про идеал 42: попытка концептуализации

Я исхожу из того, что идеалы и ценности, как и нормы, «живут» в пространстве культуры.
Культура при этом понимается как одно из функциональных пространств, на которые мысленно расчленяется социум – пространство культуры, в котором транслируются, т.е. передаются из поколения в поколение, нормы, и социальное пространство, где они реализуются в нашей деятельности. Такое устройство социума обеспечивает воспроизводство деятельности, т.е. относительную устойчивость социального мира, в котором мы живем.
Т.е. я основываюсь на классической схеме воспроизводства деятельности и трансляции культуры.
Правда, в привычных толкованиях этой схемы о ценностях и идеалах речи не было, как и вообще практически не обсуждался вопрос о внутреннем строении культуры, о типологии культурных норм, об их взаимных отношениях и связях. Обычный перечень – это собственно нормы, такие как правила, законы, заповеди и т.п., образцы деятельности и поведения, на которые равняются, и эталоны (типа эталона длины). Моя задача – включить в эту картину ценности и идеалы, найти им место в пространстве культуры, определить их специфику в сравнении с нормами и взаимоотношения с ними.

Несколько тезисов:

1. Ценности отличаются от норм характером реализации; норма реализуется либо нет, а применительно к ценности можно говорить о вариантах реализации, количественных (степень) или качественных. Например, реализациями такой ценности, как справедливость, в такой актуальной ситуации, как дележ заработанного, могут варианты «поровну», «в соответствии с трудовым вкладом», «в соответствии с трудовым вкладом и учетом возможностей каждого» или «в соответствии с потребностями». Можно, очевидно, говорить и о степени справедливости общества, мере реализации в нем этой ценности (в том или ином качественно разном понимании).
Графически, если норму в пространстве культуры можно обозначить точкой, то ценность вектором или (с учетом вариативности понимания) пучком векторов.

2. Схема воспроизводства в ее первоначальном виде не учитывала развития культуры, изменения состава транслируемых норм. Для учета этой возможности в ММК было введено понятие культуротехники – деятельности по созданию новых норм. С привлечением понятие ценности культуротехнический акт можно мыслить как акт создания новой нормы путем фиксации конкретного реализационного значения ценности, качественно и количественно определенного. В приведенном примере со справедливостью в том или ином сообществе могут оформиться разные нормы справедливого дележа.

3. Из исторического опыта мы знаем, что нормы и ценности обычно транслируются и реализуются не изолированно, а в аксиологических комплексах, охватывающих жизнь и деятельность сообщества в целом или относительно самостоятельные области внутри этого целого (производство, семья и т.п.).

4. Векторно-количественный характер ценности позволяет говорить о предельном ее значении. Предельное значение можно также назвать идеальным ее значением или одноименным идеалом (в нашем примере: идеалом справеливости).

5. Теперь мы можем, наконец-то, подойти к основному предмету рассмотрения – комплексному идеалу. Идеалом в этом смысле будем называть совокупность предельных (идеальных) значений связанных между собой ценностей. Не уточняя пока ценностного состава коммунистического идеала, я утверждаю, что он подходит под это определение.

6. Мне нужно теперь (следившие за дискуссией сразу поймут зачем) соотнести все это с понятием проекта, конкретнее: социокультурного проекта. Социальный проект – это то, что должно быть реализовано в результате социотехнической деятельности (деятельности по преобразованию общества или его частей). Проект реализуется в соответствии с нормами. Если речь идет об инновационном проекте, о создании того, чего еще не было, то социотехнике должна предшествовать культуротехника, выработка новых норм. В соответствии со всем вышесказанным эта культуротехническая работа делается на основе определенных соорганизованных ценностей.

7. Остается пока неотвеченным важнейший вопрос: о соотношении идеала и проекта. На самом деле, здесь даже два вопроса: 1) Какова функция идеала в социальном развитии? 2) Каковы опасности, связанные с наличием в культуре идеалов (злоупотребление идеалом)?
1) Функция идеала состоит в максимально полном раскрытии содержания ценности, предельным значением которой он является. Можно также говорить, вероятно, об энергетике идеала, его мотивирующем действии. На идеал ориентируются и им вдохновляются.
Впрочем, энергетика идеала есть и источник его опасности, причина тех самых злоупотреблений утопизма, на которые все время сводили разговор многие мои оппоненты.
2) Злоупотребление идеалом (утопизм) есть отождествление идеала с проектом, «сплющивание» всей истории, от настоящего момента до эсхатологического конца, попытка осуществить отдаленные и даже конечные задачи истории «сейчас и сразу». Пример – рядом: ценность справедливости многообразно реализовалась в истории, локально, в малых коллективах, и целых обществах в виде законов, социальных институтов, обычаев и т.д. – и поиск оптиальных форм фиксации ее в нормах и тем самым реализации продолжается. Но тот же идеал может быть сплющен в проект насильственной экспроприации собственников – со всеми хорошо знакомыми последствиями.


Вот с этими понятиями я теперь могу подойти к рассмотрению и сопоставлению реально существовавших в истории и влиявших на ее ход идеалов.
Tags: воспроизводство, идеал, культура, норма, ценности
Subscribe

  • (no subject)

    И все-таки, и все-таки... Да, нужен реализм. Да, мечта - ложь. Но только потому, что не на своем месте. Идеал, мечта - маниловщина! - законный…

  • паки о творчестве

    "Если мы хотим разбираться в деятельности и мышлении, то мы должны прежде всего четко фиксировать различие между способами, которые суть…

  • о необходимом несовершенстве идеала

    Вялотекущее обсуждение с АЩ темы идеала (см. по метке "идеал") вывело на то, что идеал (по понятию он - о совершенстве) по необходимости,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

  • (no subject)

    И все-таки, и все-таки... Да, нужен реализм. Да, мечта - ложь. Но только потому, что не на своем месте. Идеал, мечта - маниловщина! - законный…

  • паки о творчестве

    "Если мы хотим разбираться в деятельности и мышлении, то мы должны прежде всего четко фиксировать различие между способами, которые суть…

  • о необходимом несовершенстве идеала

    Вялотекущее обсуждение с АЩ темы идеала (см. по метке "идеал") вывело на то, что идеал (по понятию он - о совершенстве) по необходимости,…