И сразу же меня стукнуло. Стукнул сам факт, что нарисованная картина имеет характеристики идеала, так и осознается автором и героями (его как бы реализовавшими). Равно как и ставший вдруг очевидным факт, что не во всякой культуре есть такая штука, как идеал. Его нет и не может быть в самых примитивных сообществах, где все подчинено выживанию (дикари, блатной мир); там действуют жесткие нормы, за нарушение которых следуют санкции, и всё, идеалу там места нет. Идеал может существовать только в культуре достаточно сложного общества, допускающего вариативность поведения и развитие. Об идеале нельзя, видимо, говорить применительно аксиологически «плоскому» обществу, в культуре которого отсутствует представление о «вертикали», иерархии, возможности быть, жить, действовать лучше или хуже…
***
Немного вводного о книге. Описывается общество Эпохи Великого Кольца, отделенное от нашего времени (ее там называют Эпохой Разобщенного Мира) тридцатью тысячами лет (роман написан в конце 1950-х). Мельком упоминаются войны и революции, приводившие к смене промежуточных эпох - пока, наконец, человечество не образумилось. Вопрос об «коммунистичности» идеала Ефремова есть смысл обсуждать после знакомства с ним. На поверхности такие черты, как отсутствующая в светлом будущем эксплуатация в каких бы то ни было формах (а, как написала недавно «беспартийная коммунистка» Н.М.Буряченко: коммунизм в одной фразе это отсутствие эксплуатации человека человеком), коллективизм и интернационализм (не только внутриземной, но и космический – потому и «Великое Кольцо» цивилизаций. Что это общество коммунистическое, в тексте несколько раз сказано, но ни разу не упомянуты ни Маркс, ни Ленин, ни СССР.
Сюжет включает в себя историю благополучного, несмотря на опасные приключения возвращения на Землю звездолета, неудачный, принесший жертвы эксперимент по «преодолению времени» и общественный суд над осуществившими его учеными, отправку нового звездолета. На фоне этого – история двух любовей и много всего разного про образ жизни, отношения, строй, воспитание и быт той далекой эпохи.