gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Письмо о гуманизме 3

Das “Wesen” des Daseins liegt in seiner Existenz.
«Сущность» вот-бытия заключается в его экзистенции.

Все «Письмо о гуманизме» смотрится как развернутый комментарий к этой фразе из «Бытия и времени».
Сущность – в кавычках, потому что «сущность» человека, то, что делает его человеком, определяется не из метафизической оппозиции essentia–existentia, сущность–существование (как это остается в экзистенциализме типа сартровского, перекличка с которым задана исходной ситуацией вопросов Бофре). Existenz у Х. (Ek-sistenz как он для отмежевания пишет в «Письме») – другое, эк-стасис человека, выхождение его из себя в ответ на требование бытия, на его избирающий зов: вот (Da), ты – Da-sein, предназначенный к стоянию in der Lichtung des Seins, в просвете бытия, прислушиванию к бытию и слышанию его. Бытие открывает в себе просвет и окликнутый им человек позван открыться свету из просвета.
(Не знаю, была ли кем-то замечена аллюзия к евангельскому «Се, человек», естественная у получившего католическое образование Х.).

Метафизика отгораживается от того простого и существенного обстоятельства, что человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование Бытия. Только от этого требования у него «есть», им найдено то, в чем обитает его существо. Только благодаря этому обитанию у него «есть» его «язык» как кров, хранящий присущую ему эк-статичность. Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистенция – не просто основание возможности разума, ratio; эк-зистенция есть то, в чем существо человека хранит источник своего определения.

В этом отрывочке помянут «язык» как кров (Behausung), оберегающий его человечность-экстатичность. Язык как дом (Haus) бытия – еще один лейтмотив, о котором позднее.
Метафизика не различает сущего и бытия. Сущее – это то, что есть.
А бытие – что такое бытие? Es «ist» Es selbst. Оно есть Оно само. Испытать и высказать это должно научиться будущее мышление. (Понятно, что «есть» в кавычках, которые почему-то опустил Бибихин: «есть» можно сказать только о сущем. Как кто-то сказал о Боге: Он не существует, а божествует).
Рискну, однако, дать самую краткую, возможно, опасно упрощающую дефиницию: бытие – то, что делает сущее сущим.
Это позволяет, кстати, формально сблизить хайдеггеровское бытие с категорией деятельности и, как подсказал мне Кактус, применить здесь методологему ортогональности: бытие «ортогонально» сущему.

И последний кусочек в этой записи:
Забывание истины бытия под напором не продуманного в своей сути сущего названо в «Бытии и времени» падением (Verfallen). Под этим словом подразумевается не какое-то отпадение (Sündenfall – грехопадение, Sünd – грех) человека, «этико-философски» переосмысленное и вместе секуляризованное; оно означает некое сущностное отношение человека к бытию внутри отношения бытия к человеческому существу. Соответственно предварительные рубрики «подлинности» (Eigentlichkeit) и «неподлинности» знаменуют не нравственно-экзистенциальное, не «антропологическое» различие, а впервые только еще подлежащее осмыслению, ибо от философии прежде таившееся, «экстатическое» отношение человеческого существа к истине бытия.
Да, вот еще что. В сноске к немецкому тексту (а в сноски публикаторы помещают позднейшие пометки Х., который не бросал работу по уточнению и развитию высказанной мысли) eigentlich связывается с событийностью, «происходящим»: aus dem Eignen des Er-eignens zu denken, из годности происходящего… Это отсылает нас к историзму Х., которому хочу посвятить следующую запись.

Tags: /kaktus77, Хайдеггер, бытие, гуманизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments