gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Гегель и Максим Исповедник

Шарль д’Онт, книгу которого о Гегеле я только что дочитал, доказывает, что Гегель вовсе не консерватор, а либерал, и атеист. Ну, или пантеист, что, по-моему, одно и то же. В самом деле, можно для доходчивости называть абсолютный дух Богом, но я не в состоянии представить себе, чтобы Гегель или кто-нибудь еще ему молился.
И хотя Гегель числился лютеранином, он едва ли может считаться христианином. Во всяком случае, основные догматы и термины христианского (в том числе и лютеранского) богословия для него – всего лишь мифологический язык, на котором философские истины могут быть образно (в «представлениях», а не понятиях) преподаны простецам.
Но ведь философия нужна нам не для укрепления в вере, а как побуждение мыслить, что не помешает и верующему.

Так вот Гегель, его философия в одном вопросе смыкается с христианским богословием так, что увидеть, в чем различие не очень легко.
«Движение вперед, к результату исторического развития…, есть одновременно назад, к началу, но не к началу в его исторической непосредственности, а к необходимости начала, к тому всеобщему основанию, которое получает свое развитие в различных особенных формах…» – это одна из формулировок того, как видел Г. мировой процесс. Мысль, разворачиваясь, творит историю, конец которой – несмотря на случайные отклонения – неуклонно движется к осуществлению «основания», «необходимости начала».

А вот как мыслил «мировой процесс» преп. Максим Исповедник (излагаю и цитирую, чтобы не закапываться, по С.Л.Епифановичу). Мир творится и управляется Логосом как действующим началом Божества («Им же вся быша») посредством малых «логосов» – творения, промысла и суда и энергий (erga). Причастием их живет и движется все тварное бытие. И у этого процесса есть конец, возвращение всего и вся к Богу.
Но это не пантеизм, пишет Епифанович, т.к. «преп. Максим строго выдерживает понятие о Боге как Существе личном: он решительно устраняет всякое пантеистическое представление об этих актах как о процессах безличных и вечно-необходимых». И творение, и промыслительые действия Бога в мире происходят во времени свободными волениями Бога. «Бог, предопределив все вещи от вечности, выводит каждую из них из потенциального состояния в действительное в свое время и в Своих недоведомых [нам] целях руководит всем бытием мира, изменяя проявления Своего промысла соответственно настроению промышляемых и в нужных случаях по планам божественного домостроительства чудесно обновляя законы естества. Высшая цель промысла – возвращение к Богу всего, исшедшего от Него, обожение твари через соединение с Богом. Ко всему этому ведет всеустрояющая воля Божия, которая и есть промысл» (с. 61-62).
О Конце, говорит, конечно, не только преп. Максим, о нем же говорят пророки (День Господень) и Апокалипсис. Притом как об абсолютной необходимости (грамматическое время даже есть для передачи этой необходимости – «пророческий перфект»).

Но тогда получается, что и Максим, и Гегель равным образом (не могу усмотреть разницы) ставят границы человеческой свободе и человеческому творчеству: «твори, выдумывай, пробуй», но все в конечном счете сгорит в «топке» Божественного плана. (Этот момент изящно выражен в оккультном эволюционизме: свобода в пределах «кольца-не-преступи» и предопределенное торжество «высшего смысла»).

А мыслимы ли альтернативы? Да, их две. Одна – это то, что называют деизмом: невмешательство Творца в дела твари (по-моему, Бердяев своей формулой «у Бога здесь меньше власти, чем у полицейского» утверждал примерно то же). Другая – что замысел Бога может и не реализоваться, т.е. что Бог может потерпеть неудачу.
Tags: Апокалипсис, Гегель, Максим Исповедник, конец, пророки, христианство
Subscribe

  • "По ту сторону принципа удовольствия": резюме

    По двукратном прочтении этой книги есть нужда резюмировать понятое и почувствованное. Читать ее – меня предупреждали – очень трудно, и понятно,…

  • Хайдеггер. Философия и богословие 1

    В недавнем посте я поместил не понятый мною сходу фрагмент из статьи МХ с таким названием. Важность для меня темы и то, что автор заслуживает моего…

  • Отдаться боли

    «Сама по себе боль — это нормально. Но боль плюс сопротивление это и есть страдание». Это из романа Питера Хёга «Твоими глазами». Читаем его с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • "По ту сторону принципа удовольствия": резюме

    По двукратном прочтении этой книги есть нужда резюмировать понятое и почувствованное. Читать ее – меня предупреждали – очень трудно, и понятно,…

  • Хайдеггер. Философия и богословие 1

    В недавнем посте я поместил не понятый мною сходу фрагмент из статьи МХ с таким названием. Важность для меня темы и то, что автор заслуживает моего…

  • Отдаться боли

    «Сама по себе боль — это нормально. Но боль плюс сопротивление это и есть страдание». Это из романа Питера Хёга «Твоими глазами». Читаем его с…