gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

кенотический мотив у Фихте

Не-Я может полагаться только деятельностью Я, поскольку Я есть совокупность всей деятельности. Но поскольку Я производит не-Я, оно ограничивает свою собственную деятельность, полагая в себе страдание. Я объединяет абсолютную и ограниченную деятельность в самом себе. Оно абсолютно, независимо, потому что оно самопроизвольно, ничем не обусловлено. Но поскольку оно относится к объекту, оно ограничено (пересказ Деборина).
Фихте, как и Гегель, усиливается своей мыслью пройти путем Творца. Даже еще откровеннее, потому что в отличие от бытия (Гегель) полагает в начало Я, т.е. его мыслью Я полагает себя. Я это - деятельность, дело. "В начале было Дело" (Фауст у Гёте).
Но чтобы возник мир, творящее Я должно себя ограничить. Это самоограничение производится самоотрицанием, полаганием не-Я.
Сходному ходу мысли (чисто формально) знаю два прецедента.
Христианский: кеносис Господа Иисуса Христа - мотив, надо сказать, интенсивно прорабатывавшийся в протестантском богословии.
Каббалистический "цимцум" - сжатие Бога, чтобы дать место твари. И в этом случае прямое влияние, кажется, не исключено...
Впрочем, возможно, меня заносит.
Tags: Фихте, каббала, кеносис, отрицание
Subscribe

  • Началось!

    Не дожидаясь получения гранта, занятия по проекту "Каждый ребенок - музыкант" начались. https://www.youtube.com/watch?v=1Y7-gXHF73A

  • (no subject)

    Как я уже писал, мы подаем заявку на президентский грант - чтобы учить учить музыке. Шансы я лично оцениваю скептически. Несмотря на то, что я весьма…

  • Напомнил о Макаренко

    anlazz написал хороший пост про Макаренко, сформулировав главное достоинство его системы: соединение образования с неотчуждаемым трудом.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments