Исходный мотив и конечная цель: реабилитация коммунистического идеала, очищение и защита его от намеренной и ненамеренной, по недомыслию, клеветы. Преследуя такую цель, я вовсе не хочу этим сказать, что я сам этот идеал исповедую (о своем идеале и его соотношении с коммунистическим я буду говорить позже) и тем более что я призываю к этому других. Нет, но я считаю этот идеал вполне достойным, никак не порочащим его сторонников в моральном отношении и не дающим основания считать их глупыми. И это важно для меня не только правды ради, но и потому, что признание этого я считаю условием гражданского мира в моей стране – по той простой причине, что коммунистический идеал с большей или меньшей ясностью и убежденностью исповедует значительная часть моих соотечественников - и не худшая.
Несколько слов о том, как я это делаю, и наперед о программе дальнейшего исследования.
Я уже проделал некоторую работу по уяснению самого понятия «идеал». Это было нужно, поскольку в сознании многих «идеал» отождествлялся либо с пустыми лозунгами или фантазиями («маниловщина»), либо с проектом. Ни то, ни то.
Я исхожу из предположения, что коммунистический идеал есть нечто единое, что за множеством явленных в истории представлений есть некоторое ценностное ядро. И я объяснил, как такое мыслимо.
Переходя теперь непосредственно к основной теме: коммунистический идеал, я предполагаю сделать следующее:
1. Основываясь на своей интуиции, на схватывании «облака смысла», гипотетически положить некоторое представление об этом идеале в его сопоставлении с другими гуманистическими идеалами и с христианским идеалом как их общим источником и в противопоставлении нацистскому идеалу (не фашистской идеологии, ни тем более националистической, с которой сближал нацизм мой оппонент) как радикально-антигумманистическому. Это – тема ближайшего поста.
2. Далее, я хочу коротко, в меру необходимости проследить существовавшие в истории рецепции коммунистического идеала – утопистов, Маркса-Энгельса, Ленина, неомарксистов.
3. Отдельно (порядок пока не ясен) прослежу проектную и реализационную линию (Ленин, Сталин, Мао и др.). И додумаю начатую уже тему связи между идеалом, проектом и реализацией.
4. В завершение попытаюсь рассмотреть вопрос об антропологических последствиях усвоения коммунистического идеала или отдельных его элементов моими соотечественниками и – что это значит для судьбы страны.
Последние три пункта практически совпадают с тем, как предложил двигаться мой корреспондент, что отрадно.