gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

про идеал (12)

Вопрос sadovnica о том, как соотносятся идеал и ценности, подсказал мне взять в рассмотрение единое аксиологическое пространство (пространство в функциональном смысле) – как место, где «живут» и ценности, и идеалы, и нормы, и откуда они «приходят» в жизнь людей. Это пространство – сложно структурированное и подвижное. И в частности, в нем имеются такие комплексные, системные образования, как идеалы. Тогда понятно, что, например, антропологический идеал (образ совершенного человека) включает в себя и ценности, и нормы, а может быть, даже и другие идеалы.

Существование разных идеалов ставит вопрос об их соотношении и взаимоотношении. Для человека зрелого, сложившегося картина выглядит обычно так: есть один истинный идеал, а все остальные – ложные, хотя, возможно, разной меры ложности, разной меры уклонения от истинного идеала. Стоят только одним образом, падают по-разному. Кто-то, правда, заменяет квалификацию "истинный" на характеристику "мой". Учитывая такую характеристику идеала, как универсальность (по понятию!), такая позиция может быть признана непротиворечивой только при введении в рассмотрение такого фактора, как человеческая ограниченность, неведение. По существу, "мой идеал" при допущении права исповедовать другие - это мое представление об идеале, моя его интерпретация – даже единый христианский идеал во многом понимается по-разному. А секулярное общество и вовсе построено на агностическом принципе плюрализма.

Методологически, целесообразно, по-моему, до поры воздерживаться от оценок, по возможности полно исследовать и описывать «мир идеалов» – разных, сложным образом связанных между собой, «дружащих», конкурирующих или воюющих до взаимоуничтожения.
Я знаю два основных подхода, позволяющих схватывать мир идеалов как целое: исторический и типологический. Исторический – это значит проследить генезис идеалов, их зарождение (= попадание в культуру), изменение, взаимовлияние. Продуктом такого исследования стало бы что-то вроде родословной таблицы идеалов. Типологический – когда строят типологию идеалов, взяв в качестве типологических параметров какие-то значимые стороны идеала (например, отношение к смерти). Видимо, есть смысл использовать эти подходы в сочетании друг с другом.

Важно, что отношение к реализации, к вмешательству в реальное бытие людей тоже является типологическим параметром.

Можно теперь специально сосредоточиться на одном каком-то идеале, на том же коммунистическом, на антропологии («коммунистический человек») или социологии («коммунистическое общество»), но – с учетом всей этой сложности.
Tags: генезис, идеал, плюрализм, типология, ценности
Subscribe

  • с тем, что дорого, хочется поговорить

    Мы склонны олицетворять то, что мы любим, почитаем, что для нас важно. В сегодняшнем разговоре, где эта тема всплыла, речь шла о Новом Завете, и один…

  • (no subject)

    Встретил у edgar_leitan интересный довод в пользу перевода богослужения на русский язык - слова католического священника: "Пусть…

  • (no subject)

    У нас в доме на кухне долго висела кем-то подаренная тряпочка с календарем не-помню-за-какой-год и надписью "Thank you for the world so sweat,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments