В кажущемся противоречии с изначальной методической установкой на рассмотрение идеала как такового, безотносительно к его реализации приходится сразу же признать, что полностью отвлечься от реализационного момента при обсуждении идеала невозможно. Идеал не самодостаточен, в само это понятие входит интенция на реализацию. Идеал как бы «хочет» реализации, «озабочен» ею.
Этот момент интенции на реализацию входит в само содержание понятия «идеал» (как и родственных понятий «норма», «ценность») и потому с необходимостью будет присутствовать при экспликации каждого конкретного идеала.
На этом шаге обсуждения реализации идеала «вообще» к сказанному можно добавить немногое. Но кое-что можно.
Во-первых, идеал должен быть таким, чтобы его реализация была мыслимой. Формально-логически это означает, что идеал не должен содержать внутри себя противоречия. Отмечаю это, но не спешу объявлять аксиомой – в содержательном мышлении противоречие может быть, даже почти всегда бывает необходимым, продуктивным моментом. Правда, не всякое противоречие. Стоп – остальное на конкретном материале.
Во-вторых, реализация идеала, очевидно, требует энергии, воли к его реализации. Соответственно, можно предположить, что реализуемость зависит от того, чего это идеал. Если речь идет об отдельном человеке – это одно, если об обществе – другое, в первом случае реализация зависит от воли одного человека, а во втором – от согласия воль многих.
В-третьих, придется как-то учитывать отношения между идеалом и знанием – как самого идеала (в смысле его продуманности), так и условий реализации. В реальной истории и то, и другое изменяются как на стадии теоретического существования идеала, так и в процессах деятельности по его реализации.
Совершенно не уверен, что исчерпал возможности рассмотрения на этом шаге, но остановлюсь. Жду вопросов на понимание, а потом возражений, обязательно возражений! Сам чувствую, что не всё прочно…