gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

вечность, время, кеносис, образ Божий в человеке

Еще из Чекановского:
Историческое бывание Бога во времени, возражают далее, противоречит понятию вечности Абсолютного. Но и это свойство, как все свойства в Боге неотделимо от всесильной, свободно определяющейся любви. В том и состоит независимость Бога от времени, что Он совершенно свободно может войти в него, что Он имманентен конечному миру. Вечность вообще относится ко времени не как предыдущее и последующее, или наоборот. Переход из одной в другое аналогичен переходу от состояния потенции к последовательному развитию... Будучи, действительно, временно-историческим фактом, воплощение Логоса основывается на предвечном определении Бога, вследствие чего "оно так же мало вносит нового в жизнь Божества, как и творение во времени мира" (51-52).
Для исполнения предвечного определения Божия о спасении человека... воплотившийся Сын Божий должен был в пределах, доступных для человека, открыть ему Божество (самооткровение Божества), а вместе с тем представить идеал или образец настоящего человека. С одной стороны, следовательно, необходимо было, чтобы человечество "отражало Божественное Существо без преломления", а с другой, чтобы Божество способно было вступить на путь человеческого развития, во всех отношениях подобного нашему. А так как то и другое было бы невозможно, если бы Сын Божий явился во всей полноте Своих Божеских свойств и преимуществ, то Он, входя в мир, истощает, опустошает Себя (53).
Дальше следует кусок про то, что кеносисом Сына не нарушаются отношения Лиц Св. Троицы, поскольку Воплощение осуществляется по решению Предвечного Тройческого Совета и есть потому акт воли всей Троицы.
Возможность такого внутреннего проникновения человека Богом без упразднения Существа последнего и взаимных отношений Лиц Св. Троицы обусловливается далее характером самой человеческой природы. Не только Творец мог вступить в личное единение со свободно-разумным творением Своим и снизойти до высшей ступени углубления в него, но и творение это - человек - при всем своем различии с Богом могло воспринять Его в себя, конечное способно было объять Бесконечного. Залогом этого жизненного внутреннего единения человечества с Богом (в лице Иисуса Христа) было богоподобие человеческой природы. Как разумно-сознательная свободная личность, человек уже первоначально был отображением Личности абсолютной и потому находился в живом общении с Ней. Со временем же он назначен был достигнуть еще высшей степени этого общения. Воспринять в себя Бога, носить Его в себе, иметь Его содержанием своего мышления и желания, содержанием своей внутренней жизни - задача и цель человеческого существования. Человек назначен быть причастником Божественного естества (ср. 2Петр 1:4), предопределен быть сообразным образу Сына Божия (ср. Рим. 8:29), стать "этически" подобным Божескому Существу. Даже телесность человека не могла служить к этому препятствием, т.к. "тело есть орган для духа, а потому оно способно служить и органом Божества, назначено к преобразованию в тело духовное" (ср. Фил. 3:21). Существо человека, словом, родственно Существу Божественному (ср. Деян. 17:28-29) и потому, принимая в себя Бога (такого состояние возрожденного христианина), он не получает чего-либо противоречащего своей природе. Natura humana capax divinae* (54-55).

* Человеческая природа - вместилище Божественной.

Я пока ничего противоправославного здесь не вижу. Посмотрим, что скажет в своей критике автор. Но если кто-то уже заметил, прошу высказаться.
Subscribe

  • За Лейбница против Гегеля

    Куно Фишер блестяще, на мой взгляд, защищает Лейбница и чтимый им закон тождества от хулителей: «Мы не можем также, следуя Лейбницу, согласиться с…

  • может ли низшее порождать высшее

    Новое время породило три идеи, во многом сумевшие "овладеть массами" и "стать материальной силой". Идеи эти надо признать…

  • чем движется развитие

    ... в древнегреческой математике числовое выражение основных физических параметров и отрезковое их выражение за счет несоответствия форм и логик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments