Существо Бога не есть какая-нибудь неподвижная, мертвая субстанция, по самой природе своей неизменяемая. Бог - абсолютная, всесовершенная Личность с ее необходимыми атрибутами самобытностью (causa sui) и абсолютным самоопределением или абсолютною волею*. Воля и существо в Нем неразделимы**. А потому и жизнь Божества нельзя представлять как неподвижную форму существования. Будучи совершенно ни от кого не зависимо, Оно свободно определяет Себя к тому или иному состоянию, и границей такого самоопределения служит только абсолютная любовь. Всё, что ни делает Бог, Он делает по бесконечной любви Своей, или внутренней, имманентной, какою любят друг друга Лица Св. Троицы, или по любви к твари. Подчиненная этому святейшему принципу жизни и деятельности, воля Божественная, действительно, остается вечно единою, равною самой себе и неизменною***. Но в такой неизменности всемогущего Бога не только не может быть препятствия для перехода Его в бывание, для истощания и вочеловечения, а совершенно наоборот, Бог потому и стал человеком, потому и снизошел до теснейшегог единения с тварной, конечной природой, что Он вечно пребывает свободною, ничем, кроме Своей воли, не ограниченною всемогущею Личностью, всегда и неизменно любящею Свое творение. Истощание Сына Божия при воплощении, как известно, есть акт Его свободного самоограничения или дело воли, а потому ни в коем случае не противоречит Его существу. Абсолютная нравственная сила была бы бессилием, если бы не могла определить себя по своему желанию. Абсолютное всемогущество без совершенной свободы было бы отрицанием самого себя. Откровение Бога в истории вполне подтверждает эту мысль о любви, как главном и единственном принципе отношений Бога к твари, единственной мере глубины Его снисхождения к ней. Уже творение свободно-разумных существ было самоограничением, своего рода кеносисом, для Бога. А последующее за тем допущение зла, дозволение противоборства человека целям творения, управление миром - всё это явилось только продолжением кеносиса, тем же делом свободной, самоотверженной и долготерпеливой любви. Поэтому и все случаи самоограничения Бога не соединяются с отрицанием Его существа - святой любви, а кеносис при воплощении тем более. В глубочайшем истощании Бога (явившегося плотью) открывается неисчерпаемая бездна Его милосердия и любви, и оно именно есть высшее обнаружение Его существа" (с. 50-51).
* Здесь употреблено выражение causa sui, причина себя. Годится, видимо, и греч. аутэксусия, самовластие. Это приложимо и к Богу, и к человеку. О Боге добавляется "абсолютная", в скобках Ч. приводит немецкое образное durch und durch Wille (воля "насквозь", безпредельная).
** Это, собственно говоря, неотъемлемая часть диофелитства, догматического учения о двух волях Христа: воля есть принадлежность природы (их у Христа две), а не лица (оно одно).
*** Я не сразу понял, как это может быть - пока не осознал, что подменяю мысленно волю содержанием воления (которое, конечно, меняется - у человека).
То, что здесь передано, в моем понимании выражает две основных мысли, одну - равно и о человеке, и о Боге другую - именно о Боге. Первая - идея личности как остающейся тою же самой вопреки меняющимся проявлениям, действиям. Вторая - та, что абсолютная, Божественная, Личность может безгранично меняться, сохраняя Свою волю (принадлежность природы) свободной (человек совершая непоправимое теряет часть свободы, как в грехопадении).