gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Гегель против субъективного идеализма

Положение, гласящее, что конечное идеально, составляет идеализм. Философский идеализм состоит не в чем другом, как в том, что конечное не признается истинно сущим. Всякая философия есть по существу идеализм или, по крайней мере, имеет его своим принципом, и вопрос затем заключается лишь в том, насколько этот принцип действительно проведен. Философия есть столь же идеализм, как и религия, ибо религия столь же мало признает конечность истинным бытием, некоторым окончательным, абсолютным или, иначе говоря, некоторым не положенным, не сотворенным, вечным. Противоположение идеалистической и реалистической философии не имеет поэтому никакого значения. Философия, которая приписывала бы конечному существованию (Dasein) как таковому истинное, последнее, абсолютное бытие, не заслуживала бы названия философии.
Первоначала древних или новых философских учений — вода или материя или атомы — суть мысли, всеобщее, идеальное, а не вещи, какими непосредственно предстоят нам, т. е. вещи в чувственной единичности; даже фалесовская вода не есть такая вещь; ибо, хотя она есть также и эмпирическая вода, она есть вместе с тем «в себе» или сущность всех других вещей, и эти последние суть не самостоятельные, не обоснованные внутри себя, а положены проистекающими из другого, из воды, т. е. идеальные. …
Когда говорят об идеальном, обычно имеют в виду прежде всего форму представления, и идеальным называют то, что вообще есть в моем представлении или в понятии, в идее, в воображении и т. д., так что идеальное признается вообще также и фантазиями – представлениями, которые, как предполагают, не только отличаются от реального, но по существу и должны быть не реальными. В самом деле, дух есть вообще настоящий идеалист; в нем, уже как в ощущающем и представляющем, а еще более, поскольку он мыслит и постигает в понятиях, содержание дано не как так называемое реальное существование (Dasein) — в простоте «Я» такого рода внешнее бытие есть лишь снятое, оно есть для меня, оно идеально во мне. Этот субъективный идеализм, высказывается ли он и устанавливается как бессознательный идеализм сознания вообще или сознательно как принцип, имеет в виду лишь ту форму представления, по которой некоторое содержание есть мое содержание.
Систематический субъективный идеализм утверждает относительно этой формы, что она есть единственно истинная, исключающая форму объективности или реальности, форму внешнего существования сказанного содержания. Такой идеализм формален, так как он не обращает внимания на содержание представления или мышления, каковое содержание может при этом оставаться в представлении или мышлении всецело в своей конечности. С принятием такого идеализма ничего не теряется, как потому, что сохраняется реальность этого конечного содержания, наполненное конечностью существование, так и потому, что, поскольку абстрагируются от него, оно само по себе не должно иметь для нас никакого значения; с принятием этого идеализма ничего также и не выигрывается – именно потому, что ничего не теряется, так как «Я», представление, дух остается наполненным тем же конечным содержанием. Противоположность формы субъективности и объективности есть, разумеется, один из видов конечности. Но содержание, как оно принимается в ощущение, созерцание или же в более абстрактную стихию представления, мышления, содержит всю полноту и разнообразие конечности, каковые с исключением лишь одного вида конечности, формы субъективного и объективного, еще совершенно не устранены и тем более не отпадают сами собою.
 
Tags: Гегель, идеальное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments