Бесконечное же признается безоговорочно абсолютным, так как оно явно определено как отрицание конечного, и в бесконечном, следовательно, явно выраженным образом принимается во внимание ограниченность, которой могли бы обладать бытие и становление, хотя сами в себе они не обладают никакой ограниченностью и не обнаруживают таковой, — принимается во внимание ограниченность и отрицается наличие таковой в нем.
Но тем самым бесконечное на самом деле отнюдь еще не изымается из области ограниченности и конечности.
Главное состоит в том, чтобы отличить истинное понятие бесконечности от дурной бесконечности, бесконечное разума от бесконечного рассудка; однако последнее есть оконеченное бесконечное, и мы увидим, что, удерживая бесконечное чистым от конечного и вдали от него, мы его как раз лишь оконечиваем.
Бесконечное есть:
a) в простом определении утвердительное как отрицание конечного;
b) но оно тем самым находится во взаимоопределении с конечным и есть абстрактное, одностороннее бесконечное;
c) оно есть само снятие этого бесконечного, а равно и конечного, как единый процесс, — есть истинное бесконечное.
Не всё здесь понятно. Но видны типичные ходы мысли Гегеля.
1. Приведение предмета в движение, переход от ставшего к становящемуся (это – то, что особенно восхищает Ленина в «Философских тетрадях»).
2. Удержание преемства, вбирание предыдущей формы последующей (пресловутое «снятие»).
3. Направленность движения все время «вверх», к большей содержательности.