Говоря о коммунистических идеалах, Вы совершенно справедливо подчеркиваете их многоплановость и многомерность. Их нельзя высказать каким-то одним коротким текстом или одной книгой одного автора. Это именно идеалы в достаточно широком смысле, просто потому, что никто не давал определения, что такое коммунизм.
И сравнивать их с нацистскими идеалами, думаю, совершенно некорректно, потому что нацизм, как я уже писал, лишь сокращение от термина «национал-социализм» (в СССР, кстати, ни нацизм, ни тем более национал-социализм почти не говорили, и обычно это все называлось «фашизмом», что привело к изрядной путанице), а это уже все несравненно конкретнее и четче, так как здесь уже есть конкретный список работ и авторов. Более того, эти идеи-то как раз были реализованы и можно сравнивать идеалы и то, что получилось.
Прямым аналогом, с моей точки зрения, нацизма является большевизм. Который тоже неизмеримо конкретнее коммунизма, хотя большевики и называли себя коммунистами. Это тоже было реализовано и тоже уже можно сравнивать идеи и их результат.
Например, уничтожение евреев было связано с идеалом сегрегации (так как вывезти евреев не получилось из-за начала «ими» мировой войны, то их уничтожали) и т.п.
Так же и массовое уничтожение «врагов народа», уничтожение храмов, репрессии против духовенства были прямым следствием не коммунистических идеалов вообще, а конкретной идеологии ленинско-сталинского большевизма, с их ненавистью к «попам» и «эксплуататорскому классу».
Таким образом, мой предварительный тезис таков: большевизм – разновидность коммунизма, национал-социализм – разновидность национализма (и одновременно, в какой-то мере и социализма). Поэтому мой следующий пункт будет о идеалах национализма.
Я – Алексею
Вы ставите важные, проблематизирующие вопросы, выявляющие отсутствие самой базы обсуждения – понятия идеала. В той постановке вопроса, которая прежде прочего интересует меня, нужно идеал отличать не только от реализаций (на этом мы уже согласились, хотя пока что это не всегда удается), но и от целей, планов, идей, идеологии.
Сделаю первую попытку определения: идеал – это образ совершенства, представление о совершенном человеке, совершенном образе жизни, совершенных отношениях, совершенном обществе.
Утверждаю, что это не ни о чем, не пустые слова – идеалы существуют. Они могут быть расплывчатыми, неясными, а бывают и тщательно разработанными и ярко описанными. При этом, повторяю ранее сказанное, идеал вполне может существовать – и в сознании одного человека, и в общественном сознании, и в разнообразных воплощениях, мыслительных или художественных, безотносительно представлений о его осуществимости и о путях его осуществления.
В отношении осуществления идеала могут быть самые разные представления. Иногда идеал так и осознается как непосильный для осуществления, но служит ориентиром, мерилом, вектором, которыми руководствуются. Иногда он воспринимается как осуществимый отчасти, как предел, к которому можно стремиться, но нельзя достичь. Идеал служит источником и мотиватором творчества попыток его осуществить или приблизиться к нему.
Если говорить о христианском идеале, то он существует в ряде вариантов - сам Иисус Христос как идеал человека (прокламировались даже идеи "подражания Христу"), идеал святости, идеал обожения человека.
Коммунистический идеал нам предстоит еще выяснять, но в качестве наброска: свободный, творческий человек, радостно и бескорыстно занимающийся интересным ему и полезным обществу трудом, безгранично равзвивающий себя и способствующий развитию окружающих и форм человеческого общежития. Что-то вроде того.
При таком понимании идеала предлагаемые Вами различения, мне кажется, теряют смысл. У большевизма нет своего идеала, отличного от коммунистического. Большевизм – это одна из попыток реализации коммунистического идеала, а его история – это история столкновений с барьерами на пути задуманного и новых поисков, подчас искажавших идеал до неузнаваемости.
Что такое идеал национализма, я не понимаю, по-моему, такого нету – национализм есть вполне прагматическая политическая программа.
А вот у нацизма, каким его предъявил миру Гитлер, кажется, идеал был – видение совершенного человека было и видение совершенного мироустройства.