Трансцендентальная схема (transcendentale Schema) - проcтранственные и временные представления, служащие посредствующим звеном между понятиями рассудка и эмпирическими созерцаниями.
Понятие Т.с., введенное Кантом, включено в Словарь в связи с особой важностью этого понятия, показывающего, каким образом понятия и категории рассудка определяют эмпирические созерцания (то есть то, что обычные люди называют внешним миром). Т.с., с одной стороны, чувственна, так как ее содержание развертывается в чувственные представления и, с другой стороны, интеллектуальна или трансцендентальна, поскольку форма Т.с. - пространственно-временные представления.
Например, Т.с. причины и действия есть временные представления: "до" и "после"; Т.с. субстанции есть постоянное пребывание во времени; Т.с. взаимодействия включает одновременность сторон взаимодействия и их пространственно-временные соотношения; Т.с. возможности есть наличие в будущем; Т.с. действительности есть наличие в прошлом или настоящем; Т.с. необходимости есть пребывание во всякое время. Конечно, приведенные (по Канту) схемы не бесспорны, и, кроме того, их число, которое соответствует числу возможных понятий и категорий рассудка, по-видимому, очень велико. Важен, однако, сам принцип. Т.с. служит мостиком или посредствующим звеном между понятиями рассудка и эмпирическими созерцаниями. Вместе с тем в Т.с. обозначен механизм, при помощи которого рассудок управляет эмпирическими созерцаниями, то есть чувственным внешним миром. Т.с. не только формирует эмпирические созерцания, но и участвует в создании форм или категорий. Эту способность разума создавать новые связи для формирования явлений внешнего мира Кант назвал продуктивным воображением.
В каждом отдельном акте рассудок вносит (посредством Т.с.) какую-нибудь связь в созерцания или явления. Но этих актов очень много, как много трансцендентальных схем и соответствующих им понятий и категорий. В конечном счете эмпирические созерцания оказываются настолько опутанными этими связями, настолько пронизаны ими, что образующаяся в результате структура мало напоминает первоначальные бессвязные лирические созерцания. Скорее, от этих первоначальных эмпирических созерцаний ничего не остается (согласно Гегелю, там ничего и не было). Например, вот этот отдельно лежащий камень, как совокупность отнесенных к объекту эмпирических созерцаний, представляет собой нечто серое и округлое, лежащее на пыльной дороге на одном месте. Но его пространственная форма «нарисована» рассудком путем соединения отдельных точек в одну линию и объединения линий в поверхность. Пространственная связь камня и дороги есть тоже результат деятельности рассудка. Серый цвет камня обусловлен законами оптики и условиями освещения. И все эти связи тоже вносятся рассудком посредством различных Т.с. И так далее ...
Трансцендентальные схемы широко используют в науке и технике для пояснения вводимых понятий и отношений между ними. Например, геометрические фигуры в декартовых координатах (круг, эллипс, синусоида) представляют собой Т.с. соответствующих алгебраических уравнений. Т.с. используют в виде диаграмм и схем, поясняющих структуру и функции отдельных звеньев и целых отделов бюрократического аппарата в министерствах и ведомствах. Эти схемы и диаграммы, будучи чистыми от эмпирических созерцаний (реальности и фактов жизни), превращаются в обычный бяеф.
По-видимому, Гегель не любил эти Т.е. и почти не пользовался ими. Это обстоятельство не облегчало понимания его теорий. Правда, отсутствие пространственно-временных трансцендентальных схем в трудах Гегеля может объясняться просто чрезмерной стоимостью печатного графического материала в то время. Вообще нужно помнить, что в те времена писали гусиными перьями и не имели понятия даже об обычной пишущей машинке, не говоря уже о современных настольных издательских системах. После Канта Т.с. подразумевались, когда речь шла о конструировании действительности. Т.с. позволяют понять, как на практике происходит формирование эмпирических созерцаний и образование того внешнего мира, с которым мы все только и имеем дело в действительности.
Мысленное рассмотрение абстрактных научных понятий и категорий делает эти последние предметом сознания. Постольку эти понятия и категории выступают в образах трансцендентальных схем, к которым относится и языковая форма. Конечно, понятия и категории остаются таковыми, но в качестве предмета сознания они приобретают чувственную форму. Трансцендентальные схемы абстрактных научных понятий и категорий следует отличать от непосредственных переживаний или фактов сознания, сопровождаемых чувством необходимости, которые Фихте называл опытом. Например, слово "боль" следует отличать от реальной боли как некоторого чувства. Сам опыт не есть мысли. Но он становится мыслями в процессе образования соответствующих понятий, выражаемых в Т.с., то есть некоторых предметах сознания. Важно понять, что абстрактные научные понятия и категории могут восприниматься только в виде трансцендентальных схем и никак иначе, то есть в виде предметов сознания, так как само понятие восприятия только это и подразумевает. Например, сила может восприниматься или как стрелка на листе бумаги, или же как некоторое субъективное усилие, то есть как комплекс различных ощущений при перемещении вещи в пространстве.
Конечно, можно воздержаться от преобразования опыта в систему научных понятий и соответствующих трансцендентальных схем, проще говоря, можно воздержаться от научной деятельности или забыть о ее существовании и существовании науки вообще. Так и делает большинство людей, которые, правда, и не считают себя учеными или философами. Но если такое воздержание предлагает (в качестве пресловутой "феноменологической редукции") философ (Эдмунд Гуссерль), то это уже недоразумение. Это "воздержание" с одновременным рассмотрением "простых сущностей" методом "интроспекции" (без их превращения в предмет сознания и трансцендентальные схемы) просто невозможно, как невозможно совершить нормальный половой акт, не совершив всего, что к нему относится. Как только Гуссерль приступал к рассмотрению простых сущностей, так тотчас он попадал в область философских и научных понятий и соответствующих трансцендентальных схем (уже просто в силу того, что использовал буквы и слова немецкого языка), Однако из всего богатства понятий он оставлял для пользования слишком мало, чтобы быть интересным в глазах философов и ученых. Гуссерль не разобрался в учении Канта и слишком ненавидел Гегеля, чтобы даже попытаться его понять. Вообще же эта «интроспекция" или "заглядывание в себя" невозможна без одновременного превращения предмета "интроспекции" в предмет сознания, стало быть, в трансцендентальные схемы.