gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Гегель 8: творение мыслью у Бога и человека

«Мыслящий разум – вот определение человека; мышление вообще есть его простая определенность, ею человек отличается от животного; он есть мышление в себе, поскольку мышление отличается и от его бытия-для-иного, от его собственной природности и чувственности, которыми он непосредственно связан с иным. Но мышление есть и в нем: сам человек есть мышление, он налично сущ как мыслящий, оно есть его существование и действительность; и далее, так как мышление имеется в его наличном бытии, а его наличное бытие – в мышлении, то оно конкретно, его следует брать имеющим содержание и наполненным, оно есть мыслящий разум и таким образом оно есть определение человека. Но даже это определение опять-таки дано лишь в себе как долженствование, т. е. оно вместе с включенным в его «в-себе» наполнением дано в форме «в себе» вообще, в противоположность не включенному в него наличному бытию, которое вместе с тем еще есть внешне противостоящая ему чувственность и природа».
Это из параграфа о «качестве». Здесь любопытная игра с почти тождественными по значению местоименными оборотами «в себе» (an sich, от которого Гегель и существительное производит – das Ansich) и «в нем» (an ihm); смысл различия, видимо, в том, что качество-определенность нечто «в себе» (сейчас переводчиками Канта предложено переводить an sich как «само по себе») – это в отвлечении от сопоставления с иным, а «для себя» – наряду с иным.
Там, чуть выше, еще классный пассаж про «жизнь» мышления, внутреннюю борьбу в нем:
«Определение есть утвердительная определенность как в-себе-бытие, которому нечто в своем наличном бытии, противодействуя своей переплетенности с иным, которым оно было бы определено, остается соответственным, удерживаясь в своем равенстве с собою и проявляя это равенство в своем бытии-для-иного».
А Власов (статья «Бытие») упорно ведет свою линию: мышлению ничего не дано, если последовательно провести «редукцию», очищая наличное бытие от привносимого в него мышлением (хоть по Юму и Канту, хоть по «пошлому» Гуссерлю), останется лишь пустое ничто. Человек-мышление творит наличное бытие сам, «мысля определенные объекты и тем самым присовокупляя к ним нечто новое, чего ранее не было». Т.е. творит из ничего, как образ и подобие Бога, который – он ссылается на Иоанна Дамаскина – «творит  мысля».
Точная цитата из преп. Иоанна звучит так: «Он творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом, становится делом».
Tags: Гегель, Иоанн Дамаскин, мышление, человек
Subscribe

  • Однако...

    Анатолий Иванов в 1970-х о будущем. Не читал, да как-то и неприлично было читать его тогда.

  • Неплюев и его братство

    Писал не так давно про то, возможна ли общинная жизнь. А тут вдруг... Хоронили вчера Наташу Черненко, первую жену старшего брата Таниного. А она…

  • Бунин

    Неделю тому назад отмечали 150 лет с рождения И.А.Бунина. А мы, и не зная этой даты, уже второй месяц как читаем его по вечерам. На разбор и оценку…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments