gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

пока помню...

Вот вспомнилась (за чтением «Науки логики» Гегеля параллельно с ее конспектом в «Философских тетрадях» Ленина) Нинель Пантелеевна Ковалевская, встреченная в годы моей работы в издательстве «Просвещение». По должности простой редактор (ну, может быть, старший редактор, не помню), она занимала в издательстве особое положение. Ее уважал и не смел повышать на нее голос даже директор Дмитрий Иванович Зуев, с подчиненными не церемонившийся. Уважали, конечно (точнее, побаивались) в том числе и за независимость характера и прямоту оценок, но не только. Уникальное положение Н.П. было обусловлено одним очень ценным в ту пору профессиональным качеством: блестящим, чуть ли не наизусть знанием трудов классиков марксизма-ленинизма. Неточное цитирование этих текстов, буде замечено, хоть и не сулило в то время тюрьму, но было серьезной неприятностью…
С Ковалевской меня познакомил мой начальник В.Г.Бейлинсон, сообщив, что Неля – человек очень интересный. Не помню, однако, чтобы мы с ней как-то общались (она была много старше и марксистская ортодоксия была дурной рекомендацией в моих глазах) до истории со статьей в «Правде» (я писал об этом в записи о Владимире Дайнеко). Для меня эта статья была, как почти все, что я в ту пору совершал, делом вполне легкомысленным, – но не для директора, который был взбешен тем, что я посмел эдакое вытворить без его разрешения (это ему принадлежала фраза, сказанная мне по другому поводу: «Как Вы смели не выполнить просьбу своего директора?!») и не для Н.П.Ковалевской. Она вызвала меня из комнаты для разговора, крепко пожала руку и сказала: «В.Р., Вы совершили поступок. Но будьте готовы выстоять против того, что за этим последует».
Ничего, впрочем, не последовало, времена уже были не те.
А потом я узнал (от Бейлинсона), что она замужем за Леонидом Ренделем, историком-диссидентом (марксистом, разумеется!), вернувшимся из ГУЛАГа («дело Краснопевцева»), содержит его, не имеющего заработка. Оказалось, что и живут они в том же доме, где мы с Таней, на улице Новаторов. Но знакомства семьями из этого не проистекло, я гулял со своим спаниэлем Рамзесом на том же пустыре, что Рендель со свои псом, но мы не знакомились.
Через кого-то, кажется через Алешу Лунькова из редакции психологии, с которым подолгу курили и разговаривали в коридоре, я получил для прочтения исторический труд Ренделя, где он, как помню, разъяснял, что смысл российской истории – в том, чтобы служить другим народам примером того, как жить не надо…
А в 1987 году (дату отыскал уже сейчас в интернете) мы с Бейлинсоном сходили к ним на квартиру попрощаться с умершей Н.П. Всё.
Tags: Россия, воспоминания, история
Subscribe

  • Ночью сложилось

    Что ты значишь, шум докучный? Смысла я в тебе ищу... Ищите женщину. Ищите Бога. Ищите смысл, отчаявшись найти... ... А там, где обрывается…

  • Вечный Картезий

    «Конечно, я могу, например, проследить действие Солнца через все пространство, отделяющее меня от него. Но так как это пространство заполнено, то я…

  • Расселл против Фреге

    Прочитал On Denoting Расселла, где он критикует Мейнонга и Фреге. Критика первого, в общем-то, понятна и не очень интересна. А вот критика второго…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments