gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Живое

Подглядел у Тани. "Мысли из Карелии" (это ж когда еще записано, лет десять тому). Убедил, что в таком именно виде это хорошо, как рождающаяся мысль, до оформления в привычные жанры.

ГАММА-МЫСЛЬ. О чём думаю: пришла мысль (или образ?) В какой интервал я ее оформлю? Сон, просыпание – секунда с возвращением, терция – открываю глаза. Кварта – встаю. Квинта?
А вниз??!!??
Насколько далека моя мысль?

ГАММА-ВОДА. М.б. ключ пробивается (Выбивается), кварта – озерцо, квинта – что-то вроде водоворота, или желание нового путешествия – в небо… секста – начало испарения (или брызги), септима – обильное испарение, октава – облако вверху, вода стала облаком. Далее м.б. здесь можно сделать вниз – как дождь, набухает облако тучей (до кварты), с квинты пошел дождь (вниз). Если оледеневает сосулькой – петь кластер, или аккорд любой, какой получится.

ЖИВАЯ ГАММА. С. 479. Как горят лампочки. Если горят по очереди – то ощущение движения, перемещения лампочки, хотя каждая лампочка не движется, а только меняет свое состояние. Выстроить детей по гамме, активизировать каждую «лампу» (настроенную по гамме) путем «включения» - показа-указа-приказа. Можно делать мелодически и гармонически – включив весь свет, «Люстру».

ГАММА как движение СОЛНЦА. Зенит – октава, и движение гаммы вниз, к закату. М.б. светить фонариком – как бы солнце попадает в определенную точку, и она начинает отсвечивать. (Тогда процесс управляется не человеком-дирижером, а солнцем - природным дирижером).

ВОДОПАД. Когда река спокойна – мы видим ее дно (тонику) - все остальное – поток сознания, все время ускользающий (с. 480). При водопаде – слишком сильный поток, замутнивший дно, мы его не ощущаем, забываем про него, любуясь верхушкой явления… Далее повороты могут быть разные, вплоть до состояния моря или озера. Глубина и высота – опять выстраивание гаммы.
Дно – это наше понимание, понятие, вспоминание, привычка, опора… Поверхность – состояние наблюдения, размышления, наши порывы. Подчинить себя порыву – проявить волю! С. 480.

ГАММА как зерно, вверх и вниз – корнями. Рисунок зерно и стрелки вверх-вниз.

ГАММА-ВЕСЫ. Звукоряд как весы, качели. Рисунки зарисовать!!! Качели на доске, где опорный столб – до. Тогда вниз опускаемся на соль, и верх поднимается на фа. (ДО-До равновесие на веревочке, до пошло вниз на си, положили гирьку, другое до вверх на ре.) ВЕСЫ: в равновесии есть сомнение, неопределенность (Богословие и музыка, с. 73.)

Интервал как отношение с.23.
У человечества сначала ритм, потом мелодия и, наконец , гармония. У ребенка сначала ведь мелодия? А ритм позже??... почему? И так ли это?
ЖИЗНЬ КАПЛИ. Сказка. М.б. сначала в земле, испаряется, облако, туча, град, падение (снег-полет), приземление, в море – приморение, приозерье. Ветер разбивает волну о берег, капля попадает на крышу, тает, превращается в сосульку – сон, пробуждение, тяга вниз, в землю, ее начинает пить корень, вода находится внутри огурца, его съели, капля вышла потом, пот высох, капля опять улетела вверх, чтобы снова упасть, или прилететь на землю. Память воды: помнит все свои похождения.
Импровизация на эту тему: м.б. очень длиной или часть истории. Один должен суметь это выразить, другой – разгадать или передать свои ощущения от услышанного. По форме импровизирующего или по рассказу слушающего можно понять их социальное состояние, их коммуникабельность или их одиночество и т.д.

В КВИНТОВЫЙ ДОМ вход может быть с крылечка – V внизу, с крыши – птичка, может сразу находиться в доме I ступень, с IV – «Василёк». Тогда все не так жестко, как в венгерских релятивных знаках. Мы напридумывали много знаков: кроме знака ощущения. Кварта – «Союз нерушимый» и т.д., а где же потребность в перемещении себя в пространстве? Вюнш: «Главное – что происходит между двумя крайними звуками интервала»!!!

«Степан да Макарка» - раз, два, три, раз, два, раз, два.
«Как по первой по пороше» хорошо выстраивается звукоряд вниз: дорожка, потом квинтовый дом. Читка по схеме, сначала до «до», потом выход на ре.

"Богословие и мысль" - это, кажется, книжка, которую она тогда читала. Вюнш - немец-музыкант, антропософ, побывавший в плену в России и влюбившийся в нее. С тех пор, несмотря на возраст (сейчас за 90) регулярно сюда приезжающий учить учителей учить музыке - Таня его почитает.
Tags: Таня, живое, музыка, педагогика
Subscribe

  • Под стук колес

    Таня вот только что вернулась из школы, из которой по возрасту «ушла» — ходила петь «Ростовское действо» свт. Димитрия Ростовского с теми, кто пел…

  • Дела текущие

    Всем бедам вопреки, Таня со сломанной рукой провела сегодня последнее, 44-е занятие своего годового онлайн-курса. Занятие было необычным — собралась…

  • Танины дети рисуют музыку

    По-моему, очень интересно. Как они пытаются передать не только мелодию, но и ритм, и громкость... С разной степенью успеха (последняя, Таня, явно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments