ГАММА-МЫСЛЬ. О чём думаю: пришла мысль (или образ?) В какой интервал я ее оформлю? Сон, просыпание – секунда с возвращением, терция – открываю глаза. Кварта – встаю. Квинта?
А вниз??!!??
Насколько далека моя мысль?
ГАММА-ВОДА. М.б. ключ пробивается (Выбивается), кварта – озерцо, квинта – что-то вроде водоворота, или желание нового путешествия – в небо… секста – начало испарения (или брызги), септима – обильное испарение, октава – облако вверху, вода стала облаком. Далее м.б. здесь можно сделать вниз – как дождь, набухает облако тучей (до кварты), с квинты пошел дождь (вниз). Если оледеневает сосулькой – петь кластер, или аккорд любой, какой получится.
ЖИВАЯ ГАММА. С. 479. Как горят лампочки. Если горят по очереди – то ощущение движения, перемещения лампочки, хотя каждая лампочка не движется, а только меняет свое состояние. Выстроить детей по гамме, активизировать каждую «лампу» (настроенную по гамме) путем «включения» - показа-указа-приказа. Можно делать мелодически и гармонически – включив весь свет, «Люстру».
ГАММА как движение СОЛНЦА. Зенит – октава, и движение гаммы вниз, к закату. М.б. светить фонариком – как бы солнце попадает в определенную точку, и она начинает отсвечивать. (Тогда процесс управляется не человеком-дирижером, а солнцем - природным дирижером).
ВОДОПАД. Когда река спокойна – мы видим ее дно (тонику) - все остальное – поток сознания, все время ускользающий (с. 480). При водопаде – слишком сильный поток, замутнивший дно, мы его не ощущаем, забываем про него, любуясь верхушкой явления… Далее повороты могут быть разные, вплоть до состояния моря или озера. Глубина и высота – опять выстраивание гаммы.
Дно – это наше понимание, понятие, вспоминание, привычка, опора… Поверхность – состояние наблюдения, размышления, наши порывы. Подчинить себя порыву – проявить волю! С. 480.
ГАММА как зерно, вверх и вниз – корнями. Рисунок зерно и стрелки вверх-вниз.
ГАММА-ВЕСЫ. Звукоряд как весы, качели. Рисунки зарисовать!!! Качели на доске, где опорный столб – до. Тогда вниз опускаемся на соль, и верх поднимается на фа. (ДО-До равновесие на веревочке, до пошло вниз на си, положили гирьку, другое до вверх на ре.) ВЕСЫ: в равновесии есть сомнение, неопределенность (Богословие и музыка, с. 73.)
Интервал как отношение с.23.
У человечества сначала ритм, потом мелодия и, наконец , гармония. У ребенка сначала ведь мелодия? А ритм позже??... почему? И так ли это?
ЖИЗНЬ КАПЛИ. Сказка. М.б. сначала в земле, испаряется, облако, туча, град, падение (снег-полет), приземление, в море – приморение, приозерье. Ветер разбивает волну о берег, капля попадает на крышу, тает, превращается в сосульку – сон, пробуждение, тяга вниз, в землю, ее начинает пить корень, вода находится внутри огурца, его съели, капля вышла потом, пот высох, капля опять улетела вверх, чтобы снова упасть, или прилететь на землю. Память воды: помнит все свои похождения.
Импровизация на эту тему: м.б. очень длиной или часть истории. Один должен суметь это выразить, другой – разгадать или передать свои ощущения от услышанного. По форме импровизирующего или по рассказу слушающего можно понять их социальное состояние, их коммуникабельность или их одиночество и т.д.
В КВИНТОВЫЙ ДОМ вход может быть с крылечка – V внизу, с крыши – птичка, может сразу находиться в доме I ступень, с IV – «Василёк». Тогда все не так жестко, как в венгерских релятивных знаках. Мы напридумывали много знаков: кроме знака ощущения. Кварта – «Союз нерушимый» и т.д., а где же потребность в перемещении себя в пространстве? Вюнш: «Главное – что происходит между двумя крайними звуками интервала»!!!
«Степан да Макарка» - раз, два, три, раз, два, раз, два.
«Как по первой по пороше» хорошо выстраивается звукоряд вниз: дорожка, потом квинтовый дом. Читка по схеме, сначала до «до», потом выход на ре.
"Богословие и мысль" - это, кажется, книжка, которую она тогда читала. Вюнш - немец-музыкант, антропософ, побывавший в плену в России и влюбившийся в нее. С тех пор, несмотря на возраст (сейчас за 90) регулярно сюда приезжающий учить учителей учить музыке - Таня его почитает.