gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

что такое смысл

marss2 собрал у себя разные попытки ответа на этот вопрос, в том числе ссылку на в свое время пропущенную запись chur72 .
Попробую и я.
У смысла, на мой взгляд, две стороны, две образующих.
Во-первых, о смысле уместно говорить в контексте коммуникации, речевого (в широком смысле) общения. Смысл - это всегда смысл обращенной ко мне речи. И когда мы говорим о смысле ситуации, смысле явления - тоже; мы (оправданно или нет) помещаем их в контекст коммуникации. Когда Толстой говорит о музыке - "чего она от меня хочет?", Пушкин о ночном "шуме докучном" - "ты зовешь или пророчишь?", и т.д., примеров из поэзии можно привести много. Легко додумать, что "речь бытия" можно понять как речь Бога, говорящего "вещами" ("вещь" и "речь" в истории смыслов взаимозаменялись).
Во-вторых, смысл (в отличие от содержания) побуждает к действию, "нудит нас и просит" (Тютчев). Базовая форма осмысленного высказывания - императив. Об этом ясно в Библии: "Ступай", сказано Аврааму, заповеди даны Моисею и их исполнение даже предшествует пониманию ("сделаем и поймем").
Я еще не успел как следует прочитать и продумать тексты ММК о смысле и понимании (а эта тема там мощно прорабатывалась), но, по-моему, мои соображения в этом духе.
Tags: действие, понимание, смысл
Subscribe

  • Превратим Россию в страну музыкантов

    Жена моя, Татьяна учила всю жизнь детей музыке и даже создала свою программу музыкального воспитания, назвав ее революционно: "Каждый ребенок -…

  • взамен иезуитства

    В связи с текущими педагогическими исканиями вспомнил про иезуитскую педагогику. Я писал о ней когда-то, когда детдомами занимался. Вот здесь,…

  • как педагогу работать с маленькими детьми

    Думаю, и с инфантильными взрослыми может пригодиться. Это рассказ Николая Гарбара о том, как он занимается фортепиано с семилетней девочкой. (Коля у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 165 comments

  • Превратим Россию в страну музыкантов

    Жена моя, Татьяна учила всю жизнь детей музыке и даже создала свою программу музыкального воспитания, назвав ее революционно: "Каждый ребенок -…

  • взамен иезуитства

    В связи с текущими педагогическими исканиями вспомнил про иезуитскую педагогику. Я писал о ней когда-то, когда детдомами занимался. Вот здесь,…

  • как педагогу работать с маленькими детьми

    Думаю, и с инфантильными взрослыми может пригодиться. Это рассказ Николая Гарбара о том, как он занимается фортепиано с семилетней девочкой. (Коля у…