gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

Деятельность и сознание

В докладе О.Генисаретского (1965) "О понятии творческой деятельности" про творчество почти ничего - не успел добраться. Но зато обсуждается понятие сознания и его введение в теорию деятельности. Первые, видимо, расхождения ОГ с ГП.

Г.: В последнее время все попытки исследования деятельности привели к тому, что было построено такое понятие деятельности, которое позволяло изучать ее, не обращаясь к анализу феноменов сознания и смысла. И это считается достоинством,знаменем подобных исследований деятельности. По всей видимости, существует класс задач, для решения которых необходимо и достаточно именно такое представление о деятельности.
Выявленные здесь [в этом докладе] закономерности могут быть использованы двояко: во-первых, можно заниматься проектированием социальных структур, а во-вторых, обратиться с их помощью к действующему человеку путем создания эффективных методик его деятельности. А при этом неминуемо приходится обращаться к механизму сознания, в котором происходит построение плана деятельности, контроль за его осуществлением, применение возможных средств, оценка результатов и т.д.
Щ.: Это что – очередная гуманистическая программа?
Г.: Нет. [Существующая] программа исследования деятельности есть, в конце концов, сведение действующего человека к естественной системе. Мы выявляем законы деятельности, а затем перестраиваем ее как естественную систему. А человек – система как минимум искусственная, и необходимо найти средства управления им именно как искусственной системой. …
Существует класс задач, в которых мы должны исследовать и проектировать человека именно как искусственную систему, и эти задачи могут решаться только с учетом строения и закономерностей функционирования механизма сознания. Но для того, чтобы это делать, мы должны в каком-то научном предмете установить взаимосвязи между объективированным планом существования деятельности, который мы изучали ранее, и планом, где нормы деятельности существуют как нормы сознания. Эта связь должна быть установлена, для того чтобы транслировать средства, выявленные в предмете «Деятельность» в форме нормативов индивидуального действия. Помимо теории деятельности, нужна теория действия, которая бы, кроме всего прочего, учитывала бы и феномен сознания. Это не разные теории, отрицающие друг друга, а теории, находящиеся в отношении дополнительности. …
Первое, что делает теория деятельности, - она отрицает необходимость изучать сознание. По крайней мере, так дело обстоит в нашем варианте этой теории. …
Щ.: Ты говоришь следующее. Можно, конечно, рассмотреть человека в теории деятельности. Он будет детерминирован образованием, т.е. наполнением его средствами. В итоге мы получим хорошо нормированное общество, почти по Бредбери, и даже, может быть, достигнем процветания. Но, говоришь ты, человек при этом может погибнуть, ибо он есть искусственная система, и его нужно рассматривать как искусственную систему…
Г.: И как искусственную.
Щ.: Да, и как искусственную. … [Но] с точки зрения твоих определений искусственного, сознание не нужно. … Если человек есть К- [кентавр-] система, то почему она предполагает анализ сознания?
Г.: … И- [искусственная] компонента К-системы «человек» и есть сознание. Те философы и психологи, что исследовали мышление в предмете «Сознание» и отправлялись от принципа рефлексии, всегда охватывали именно искусственную, активную, конструктивную форму человеческого мышления.
Щ.: Страшная вещь – Янус-космология!
Г.: Правда, это не Янус-космология, а Янус-идеология, т.е. способ работы сразу в нескольких предметах. … Человек включен одновременно в два мира – в мир Природы и мир Сознания, и исследовать его как включенного в один мир – методологическая ошибка.
Щ.: То есть были люди, которые рассматривали человека и все ему присущее как естественное, были – как искусственное. А ты говоришь: дело не в том, что мы сняли две проекции с объекта и по-разному видели объект. И, нарушая свой принцип относительности естественного и искусственного, придаешь этим двум проекциям, двум способам видения одного и того же, онтологический статус.

Г.: В проведенном рассуждении я не осуществлял полагания своей модели в реальность. Введенная модель есть методологическое средство, которое позволяет мне относительно стоящих передо мной задач совместить два подхода. Каких-либо утверждений о действительности я не делал. С точки зрения метода моей работы на этом этапе реальностью обладает только К-система. …

Щ.: Тогда ты должен был ответить, что это изображение тобою твоих собственных процедур изображения человека.
Tags: Генисаретский, Щедровицкий, деятельность, сознание
Subscribe

  • Бес времени под руку

    Пользуясь "голосовым переводчиком", наговариваю рукописный текст ГП. Диктую Л.Б. (сокращение от Леви-Брюль). "Переводчик" пишет…

  • Решено!

    Решил не менять гражданства и страны проживания не менять пола не выдвигаться в президенты в 2024 не переходить из жж в фб не изучать китайский и…

  • (no subject)

    Из Роджера Хаттауэя (XVII в.) Ты не плачь, дитя, не плачь. Что с того, что эта птица Не летает, не резвится, Не несется мыслью вскачь? Что с того,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments

  • Бес времени под руку

    Пользуясь "голосовым переводчиком", наговариваю рукописный текст ГП. Диктую Л.Б. (сокращение от Леви-Брюль). "Переводчик" пишет…

  • Решено!

    Решил не менять гражданства и страны проживания не менять пола не выдвигаться в президенты в 2024 не переходить из жж в фб не изучать китайский и…

  • (no subject)

    Из Роджера Хаттауэя (XVII в.) Ты не плачь, дитя, не плачь. Что с того, что эта птица Не летает, не резвится, Не несется мыслью вскачь? Что с того,…