gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

Еще об иезуитах

Интересуясь иезуитским образованием (я писал о нем здесь и здесь), я обратился к Александру Б. с просьбой рассказать мне о своем личном опыте обучения в колледже св. Фомы в Москве (сейчас – Институт св. Фомы), руководимом Орденом иезуитов. Излагаю то, что услышал в ходе двухчасового разговора.
Александр окончил колледж в 2007 году.
Пять лет обучения. Обучение вечернее. Москвичи жили дома, иногородним помогали снять жилье, монашествующие жили в общежитии.
О содержании образования. Три блока – теологический (библеистика, нравственное богословие, церковное право и т.д.); философский («фундаментальная философия» - основные категории и методы, история философии, логика, теория познания и др.); исторический (всемирная история по периодам, история России, история религии). Языки – латынь, греческий, английский, немецкий. Курсы по массовой культуре, кинематографу и др.
Богатая внеурочная жизнь – кружки по интересам, дискуссии, журнал.
Формы занятий – лекции и семинары. На старших курсах – исследовательские проекты. (А. делал по гностицизму). По проекту делался доклад и проводилось обсуждение.
Неформальная атмосфера, минимум «дисциплины».
Естественно, один из первых моих вопросов – про индоктринацию.
Прием – вне зависимости от вероисповедания и с минимальными требованиями (поступить легко – доучиться трудно, в группе А. на первом курсе было 40, на пятом осталось 12). Преподаватели тоже не все католики (Иннокентий Павлов из православных, Михаил Розов заведовал философией). Впрочем, вокруг колледжа группировались русские католики (Ю.Шрейдер, А.Коваль) и сочувствующие (Н.Трауберг и др.). «Русский католицизм – религия интеллигенции».
На курсе А. были двое православных, атеист и мусульманка. Но! все четверо стали к концу обучения католиками, а атеист так даже вступил в Общество Иисуса. А. утверждает, что никакого давления, никакой прямой проповеди не было, но облик католичества и ордена представлялся максимально привлекательным для интеллектуального христианина. Всякий шаг в нужном направлении мягко поощрялся. Этому способствовали дружеские отношения с преподавателями. Официального кураторства не было, но – неформальная опека. Сам Александр пользовался дружеским расположением о. Бернардо Антонини, основателя и первого ректора колледжа (когда учился А, ректорский пост он уже не занимал, оставался "отцом-покровителем" заведения, много там преподавал и негласно влиял на политику). Александру предлагали вступить в орден, но он отказался (а сейчас и вовсе отошел от Католической Церкви).
Ни минуты на пустое времяпрепровождение, заполнялась вся жизнь – помимо занятий, поездки, походы в кино на «резонансные» фильмы с последующим обсуждением, защита проектов, диспуты. Ни на какие хобби сверх этого времени не оставалось. И друзья все были из колледжа, даже пиво ходили пить вместе (иногда с преподавателями).
Педагоги со вниманием относились ко всем увлечениям учеников, включая их в общую жизнь колледжа. Много занимались ролевыми играми на средневековые темы. Был даже разработан сценарий «богослужения», из которого были удалены во избежание профанации все сакральные элементы. (Позднее, говорит А., он встречался с использованием этого сценария миссионерами).
Наушничество (распространенное обвинение в адрес старых иезуитских школ) не только не поощрялось, но осуждалось. Педагоги следили за тем, чтобы не было склочности, издевательств, скандалов. Одного упорствующего склочника даже исключили.
Но в остальном отсев, выбраковка происходили из-за трудностей в усвоении программ. Принцип Magis (больше!), заложенный еще Лойолой действовал и здесь. Каждая сессия «выдавливала» кого-то не справившегося. Сам А. на 3-м курсе вынужден был взять академический отпуск и потом повторить курс. Это (правильная самооценка) поощрялось.
О судьбе выпускников подробно не расспросил. А. дает уроки по истории, философии. И работает в Музее Востока, занимается монгольским шаманизмом.
P.S. Колледж – не средняя школа, «богословское ПТУ», по выражению Александра. Иезуитских средних школ в России нет. Есть в Польше, и краковские школьники их навещали. Оставили впечатление очень развитых ребят (принимали участие в обсуждениях вместе с учащимися колледжа), с несколько военизированной дисциплинированностью.

Tags: воспитание, иезуиты, образование
Subscribe

  • Рабочий перерыв 4: Категории 1

    Как я уже писал, одна из основных причин труднопонимаемости полемики ОГ и ГП - в том, что они явно по-разному работают с категориями. Отсюда мое…

  • Письмо о гуманизме 4

    Прямым - цитаты, курсивом - моё. Конечно, гегелевское определение истории как развития «духа» не неверно. И не то что оно отчасти верно,…

  • кантианец ли Хайдеггер?

    Дьяков пишет (в книжке о Фуко), что Бинсвангер (Фуко написал введение к его статье "Сновидение и существование"), "обнаружил у Хайдеггера -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Рабочий перерыв 4: Категории 1

    Как я уже писал, одна из основных причин труднопонимаемости полемики ОГ и ГП - в том, что они явно по-разному работают с категориями. Отсюда мое…

  • Письмо о гуманизме 4

    Прямым - цитаты, курсивом - моё. Конечно, гегелевское определение истории как развития «духа» не неверно. И не то что оно отчасти верно,…

  • кантианец ли Хайдеггер?

    Дьяков пишет (в книжке о Фуко), что Бинсвангер (Фуко написал введение к его статье "Сновидение и существование"), "обнаружил у Хайдеггера -…