gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

выход на проблему

Из ОДИ-16

Сергей Наумов:
И если я чуть-чуть просвещен с точки зрения типодеятельностной характеристики этих процессов, то я бы мог даль­ше дать такую прорисовку этой картинки. Я бы сказал: если я в названиях процессов реализовал целевые установки, то что такое процесс максимизации? Что из тех процессов, которые могут реально осущест­вляться в тех или иных средствах, что из них должно по­пасть сюда, на место, которое я таким образом задал? Если вот здесь осуществляется какая-то мыследеятельность, то тут должна существовать система проектирования систем мыследеятельности, которая позволит осуществлять совершенствование или развитие форм реализации нижнего рабочего процесса. Тогда вроде бы сюда может попасть то методологическое проектирование и конструирование систем деятельности, о котором говорил Георгий Петрович.
А по­чему меня это не удовлетворяет, почему я считаю, что на разры­вах, которые могут фиксироваться между этими двумя процессами как осуществляющимися в одних формах и как могущими быть осуществленными в других формах, еще не задаются проблемы? А что задается? Это – псевдопроблемы конкретных участников, которые не могут осуществлять этот рабочий процесс максимально совершенно для данной здесь формы. На этом разрыве еще проблем не задашь.
В каком же случае можно задать реальные проблемы? В том случае, когда мы будем обсуждать проведение второго про­цесса по максимуму и выйдем на границы осуществления этой рабо­ты всеми существующими в настоящее время средствами. И тогда только, в разрыве между вторым и третьим слоями, появляется место для проблем.
Значит, если я хочу получить псевдопроблемы или проб­лемы конкретного набора профессионалов, я сделаю то, что дела­ет всегда Георгий Петрович в любых коллективах. Он говорит: «Чем вы занимаетесь? Проектированием человеко-машинных систем? Отлично. Просто так их проектировать скучно, давайте это делать лучше всех на свете, тогда мне с вами будет интересно». И он заставляет их показывать максимум того, что они могут и даль­ше фиксирует для них псевдопроблемы – за счет того, что показы­вает разрыв между тем, как они работают, и тем, как можно рабо­тать по гораздо большему счету. Он, фактически, осуществляет про­ектирование более совершенных систем деятельности по ситуации и за счет этого организует такие псевдопроблемные фокусы. С моей точки зрения, собственно проблематизации он при этом не осуществляет. Он использует для этой работы результаты совсем других разработок и, в частности, реальных процессов проблема­тизации.
Я не зря на Совещании уже несколько раз поднимал этот вопрос о соотношении реальной проблематизирующей работы ММК и использования результатов этой работы по проблематизации в ра­боте с реальными коллективами – в частности, на оргдеятельностных играх. Так вот, проблемы как действительные и культурные могут быть получены только в том случае, если мы сумеем обсуж­дать то, чего нам не хватает для того, чтобы этот по своему значению и существу уже методологический процесс осуществлять по максимуму. Фиксация нашего знания о том, чего нам не хвата­ет, чтобы сделать следующий шаг в совершенствовании этой работы в настоящей социокультурной ситуации, и представляет, с моей точки зрения, собственно форму фиксации проблем как таковых. Соответственно, стратегия, которую я обсуждаю, есть стратегия получения не квазипроблем. Квазипроблема получается за счет за­пуска параллельно рабочего процесса и рефлексивно-методологи­ческого, такого как проектирование систем деятельности, это уже отработанный процесс. И только если мы запустим второй процесс, тогда мы сможем получать действительно проблемы – по тому меха­низму, который я обсуждал.


Догадка: две игры, проведенные нами в детских домах, помимо многого прочего, не дали результата потому, что выходили и выводили участников только на квази-проблемы по Наумову. А чтобы сдвинуть гору, нужен выход на действительные проблемы.
Tags: ОДИ, детский дом, проблема, проблематизация
Subscribe

  • лила

    Что такое игра? Природу этого феномена обсуждали в ММК, сначала в 1960-е применительно к детской игре, а потом в связи с ОДИ. Из трех определяющих,…

  • (no subject)

    Прослушал доклад С.В.Попова "К 40-летию изобретения ОДИ". Замечательный, на мой взгляд. Во-первых, это хорошо для знакомства с ММК и…

  • "Методология веры" 3: проблема "верующего неверия"

    Только сейчас дошло, что в этих словах (Марк 9:24) - заключена классическая структура проблемной ситуации, апории: два равно истинных утверждения.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments