gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

еще о католических орденах

В продолжение вопроса о монашеских орденах - провел небольшое изыскание.
Начальный импульс – общий для всего монашества, и западного, и восточного: уход из мира, где трудно исполнить заповеди (Мф. 16:24, 19: 16) и спастись. И распространяются монастыри по одному закону: уйдут подальше, люди за ними потянутся, станет людно, труд, пожертвования – станет богато. Опять надо уходить. Так и у нас в Северной Фиваиде, и на Западе.
Где и в чем отличия Запада, приведшие к разнообразию «орденов»?
1. В ответ на неизбежное обмирщение – отделение желающих ужесточить устав. Но – при этом сохраняются и те, кто живут по-старому. Так от бенедиктинцев отделились цистерцианцы (XI в.), а от тех «цистерцианцы строго соблюдения» или трапписты (XVII век.). Своего рода соревнование в аскетизме. В православии – минимальное разнообразие уставов.
2. Молитва и труд – таково (в норме) содержание монашеской жизни. А труд, понятное дело, может быть разный. Поначалу – в основном сельский и ремесло (от плетения корзин египетскими отшельниками до, скажем, керамики у бенедиктинцев Мениля Сен-Лу, где мне довелось погостить немного). Английские цистерцианцы стали отменными металлургами. А вот доминиканцы взяли на себя богословие.
3. Особое направление, напрочь отсутствующее в православии (если не считать Пересвета и Ослябю на Куликовом поле) – военная специализация. Вещь хорошо известная, можно не напоминать (крестовые походы, госпитальеры и храмовники, и проч.); один пример, связанный с цистерцианцами – выделение из них военного Ордена Калатравы, отличившегося в испанской Реконкисте (мне на него почтеннейший osyotr указал).
4. Активное миссионерство (с этим у православных тоже пожиже). Ярчайший пример – иезуиты.
5. Переквалификация в соответствии с отпадением одних нужд Церкви и возрастанием иных. Иезуиты занялись богословием. А военные рыцарские ордена занялись мирным миссионерством или превратились в почетные конгрегации, в которые посвящают в качестве награды.
Интереснейший вопрос - об антропологическом типе, культивируемом в каждом из орденов. Про иезуитов много наговорено, но нет уверенности, что точно и верно. А они особенно интересны тем, что их педагогика ориентирована не только внутрь, но и вовне.
Tags: Церковь, педагогика
Subscribe

  • лила

    Что такое игра? Природу этого феномена обсуждали в ММК, сначала в 1960-е применительно к детской игре, а потом в связи с ОДИ. Из трех определяющих,…

  • (no subject)

    Прослушал доклад С.В.Попова "К 40-летию изобретения ОДИ". Замечательный, на мой взгляд. Во-первых, это хорошо для знакомства с ММК и…

  • "Методология веры" 3: проблема "верующего неверия"

    Только сейчас дошло, что в этих словах (Марк 9:24) - заключена классическая структура проблемной ситуации, апории: два равно истинных утверждения.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • лила

    Что такое игра? Природу этого феномена обсуждали в ММК, сначала в 1960-е применительно к детской игре, а потом в связи с ОДИ. Из трех определяющих,…

  • (no subject)

    Прослушал доклад С.В.Попова "К 40-летию изобретения ОДИ". Замечательный, на мой взгляд. Во-первых, это хорошо для знакомства с ММК и…

  • "Методология веры" 3: проблема "верующего неверия"

    Только сейчас дошло, что в этих словах (Марк 9:24) - заключена классическая структура проблемной ситуации, апории: два равно истинных утверждения.…