Top.Mail.Ru
? ?
старый гляжу

gignomai


Журнал Владимира Рокитянского


Previous Entry Share Flag Next Entry
два пути?
сплю
gignomai
Очень важную тему (и в очень удачной, будоражащей форме) подняла mmekourdukova, разместив у себя в записи "страшную" икону Спаса, почитаемую главной святыней одного из православных храмов. Практически во всех комментах ее "прихожан" - тот же ужас, как и у автора записи: как прикладываться-то к такому (исключение - alexandrg). Свое несогласие я там высказал и обосновал. Но мне, как всегда, важнее ответа постановка вопроса, а это mmekourdukova отлично сделала в ответе на мой коммент: Страшен тот культурный и духовный мир, который такое вИдение порождает.
В чем она видит различие видений, в общем-то ясно. На этой иконе лик  я бы назвал сурово-скорбным. Альтернатива или альтернативы: нежное сочувствие, ласковое ободрение, ну и добрая строгость, мягкое увещевание...
В том же ответе есть и такие слова о том, каким должно быть подобие иконы Первообразу:
стабильным, максимально консенсусным, в идеале - вообще единственным.
Но в чем? Какое качество (чувство, состояние) Христа можно назвать главенствующим? Думаю: любовь.
Так что этот спор вокруг иконы - это спор о содержании и проявлениях любви. Вот об этом, о различии "культур любви", можно поговорить и не касаясь священных образов.


Recent Posts from This Journal

  • Уроки

    Сдох компьютер. Работать (в привычной форме) не могу. Читаю книгу. Пишу от руки. В этом есть правда. На смартфоне вирус. Любое движение вызывает…

  • (без темы)

    Интересный феномен: мне в последнее время стали чуть не каждый день приходить письма, иной раз по два в день, от разных зарубежных журналов с…

  • Духи, гении, ангелы

    Вопрос к людям с филологическим чутьем. Лейбниц, говоря, о существах более высокого ранга в иерархии, нежели люди, называет их «гениями» (genii на…



  • 1
А по-моему, совершенно поверхностны и беспомощны люди, выбирающие выражение у Лика)))).

Бог не лошадь, в зубы не заглянешь.

То есть это люди, не имеющие отношения к беспощадности откровения. Тупо потребители. Духовные, безусловно.

Недостойно как стремление к одной из сторон, так и избегание чего-либо. Отсутствие равновесия - проблема современных умных, но часто незрелых в разных других важных отношениях (а то и вовсе девственных:)) людей. Это всегда плохо заканчивается, в итоге, и для страны, и для культуры. Хотя, конечно, процесс это живой, и его не загонишь тоже в стойло)). Но живость - весьма малое достоинство культуры само по себе, и многим это трудно понять.

Edited at 2016-07-03 05:52 am (UTC)

Не знаю, может быть, с какой-то более высокой точки Вы и правы, но мне трудно не воспринимать выражения смотрящего на меня лица, даже если это Лицо Бога.

Вы, дорогой Владимир, мне кажется, не вполне поняли, что имеет в виду mmekourdukova, говоря о консенсусе. Она говорит не о "состояниях", а о внешнем виде. Ну, то есть, грубо говоря, не о том, что лик Христов не может быть сурово-скорбным, а о том, что он не может иметь, например, таких глаз (и размер самих глаз, и размер и место радужки со зрачком).

Нет, дорогой Киприан, думаю, что понял правильнее Вас. И у нее, и особенно в одобряемых ею комментах сквозной мотив - лик страшен.И дело не в размере глаз и зрачков (мало в этом понимаю, но это вопрос художественного стиля, по-моему), а в прочитываемом выражении. Александр Г об этом же, по-моему, в оппозиции лика и "личика".
И, еще раз, мне, правда, нравится икона. Поместил бы ее в свою божницу с радостью.

Не знаю, - он вообще ни разу не страшный, этот лик. Но и не скорбный. Там, мне кажется, ровно столько же скорби, сколько может быть в лике случайного прохожего, которого некто захочет поцеловать, "знэнацька", то есть вдруг. Я бы сказала. что это больше удивление-брезгливость, чем скорбь. Хотя, - нельзя не согласиться, - "оссподипрости" читается достаточно явно и произноситься автоматически.
Я не хожу в церковь, извините.
Там надо лики целовать, даже протертые тряпочкой, они все равно целованные, эти доски. Да, это очень удобно, если гриппом вместе всем переболеть нужно.
Ну в этих ликах каждый видит свое.
Мне страшно-странно - лезть целоваться, \\\ или если меня полезут целовать, выражая любовь таким образом.
В церкви это обычное дело.
Поэтому мне этот лик просто жалко.
Его там залюбили до бесконечности... Зацеловали.
Тест.
Просто выйдете на улицу и поцелуйте любого человека, - можно даже девушку. Выражение скорби будет просто божественное. Вы по отношению к этому Богу - все равно что вирус герпеса по отношению к девушке...
Как-то так. Имхо.
Но в чужие монастыри со своим уставом не ходят.

Для меня тутъ нѣчто прояснилось. Я давно удивлялся, какъ искусствовѣдъ и преподаватель иконописи, чѣловѣкъ съ весьма недурнымъ литературнымъ слогомъ, да и, кажется, наметаннымъ въ художествѣ глазомъ, хорошо заточеннымъ на чужія ошибки, можетъ всерьезъ писать тѣ образа, которые пишетъ. Сказать, что они вызывали у меня растерянность — это сказать самое малое. Я пока не могу похвалиться, что теперь все понялъ — по этой логикѣ она должна любить "портретную икону" ренссанса и реалистическую масляную русскаго девятнадцатаго вѣка, а никакъ не подготовительный классъ иконописи при воскресной школѣ — но теперь хотя бы понятно, за что она такъ не любитъ Флоренскаго.

Я этаго Спаса и вживую видѣлъ въ иконостасѣ (огромная доска, кстати), и дома держу копію — навѣрное, изо всей православной иконографіи Спасителя лишь этотъ образъ мнѣ нравится безоговорочно.

Кстати, и репродукція у m-me Kourdukova приведена сквернѣйшая, вотъ хоть немного получше http://blagpb.orthodoxy.ru/images/Spas.jpg

Edited at 2016-07-03 08:52 am (UTC)

Да, как я понимаю, ее цель - стереть художественное различие между светским портретом и иконой, которые различаются как бы только прообразом.
Спасибо за ссылку на репродукцию.

Мне икона активно не нравится, но ещё больше мне не нравится хамский тон хозяйки журнала в разговоре с alexandrg.

Ну, а все-таки, можете пояснить, чем не нравится?

Я там развернуто ответил (про дисторсию), было бы интересно Ваше мнение.

Отчаяние и явное безумие в глазах Спасителя не вызывают сострадания. Сплошной шок.

Воля Ваша, я вижу другое.

Не скажу, что вполне согласен, но Ваша позиция кажется мне интересной с точки зрения внимательности к проявлению божественной сущности в неприглядных на первых взгляд формах. Как высшее начало в том или ином качестве проявляется в каждом человеке, так же оно отражается и в создаваемых им произведениях искусства, которые могут выражать либо противление этому высшему началу, либо приятие и попытку его раскрыть. В обсуждаемой иконе присутствует скорей второе, несмотря на техническую безыскусность изображения, которая создает препятствие для восприятия людям, воспитанным на классической эстетике. Тем не менее, выразительность - одна из эстетических категорий, не менее важная, чем изящество формы. Проблема классического искусства - в увлечении формой в ущерб содержанию. В качестве протеста против подобной эстетической профанации и в знак отвержения академизма, пожалуй, и можно повесить на стену подобную икону - как указатель на пути эстетических поисков, но вряд ли из восхищения образом как таковым. А если бы вокруг культивировалось только такого рода искусство, следовало бы, напротив, поставить слепок Аполлона - из протеста против пренебрежения формой.

Мое восприятие было скорее непосредственным, без рефлексии оснований притягательности, но с Вашей интерпретацией готов согласиться.

  • 1