gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Categories:

две методологии

Генисаретский. … отталкиваясь от тех представлений о трансляции, воспроизводстве, ретрансляции и рефлексии, которые я перед этим обсуждал, мы можем отнестись к существующему понятию методологического мышления и методологической деятельности и развести два разных по объему, но сходных по содержанию представления о методологии (выделено мной – В.Р).
С одной стороны, отправляясь от приведенных выше теоретико-деятельностных сообр ажений можно утверждать, что основной проблемой методологического мышления является организация деятельности по производству, воспроизводству и трансляции всех тех идеальных предметов, т.е. значащих структур, которые обеспечивают весь поток воспроизводства деятельности в целом. Расширение, которое я допускаю, касается только основ, на которых закрепляются каналы трансляции.
Более узкое понятие методологии, которое практикуется в практике методологического мышления, говорит не вообще о всех значащих структурах и идеальных предметах, а только о тех, на которых оестествление происходит на знаковой основе, в специфическом семиотическом смысле, а не том всеобщем, на который здесь указывал Г.П.
Можно сказать так, что основная цель методологии в широком смысле есть воспроизводство, трансляция и ретрансляция деятельности по всем типам оестествления, которые мы сумели эмпирически или теоретически выделить и которые уместно выделить в целях организации. Тогда получается, что методология есть технология производства, воспроизводства, трансляции и ретрансляции, организующая все включенные в организацию естественные основы. Это самое широкое понятие, отчленяющее одну сторону. Методология же в узком смысле – это собственно технология мышления, оестествленная на знаковой основе, т.е. имеющая в виду один определенный канал, во всяком случае, срез каналов трансляции.

Т.е. мышление в широком понятии не требует знаков, пользуется другими основами – людьми, машинами, вещами (всем тем, на чем может «паразитировать» деятельность). Несколько ранее Г.П. предложил Олегу понимать его в пансемиотическом смысле: все перечисленное (люди и т.д.) получают знаковую функцию:

Щедровицкий. … Олег задал сложную действительность, которая обеспечивает ему дифференциацию каналов трансляции знаков разного рода. Больше того, он говорил – и это интересный пример – о таком переосмыслении всех мировых процессов, всего универсума, когда это выступает как знаконосительство. В этом плане и человек оказывается знаком, и все основы осмысляются таким образом…

И вот ответ Олега. Особенно замечательна, по-моему, концовка: «Но я согласен, что этого делать не следует».

Генисаретский. Я с вами, Георгий Петрович, совершенно согласен, можно поступить так. Это будет особым вариантом семиотической теории деятельности. Поскольку основа естественна, и в то же время в кентавр-позиции к ней прикреплены значения, то можно считать, что этот феномен и есть знак. И тогда все каналы есть не что иное, как каналы семиотической трансляции, и личность тогда есть особый тип знаков, и машина, и вещь, и прочее…
Щедровицкий. И с кентавровой точки зрения это так и должно быть.
Генисаретский. Но если бы мы это утверждали в предельном смысле, то мы должны были бы сменить вывеску и торжественно заявить, что все, что ранее писалось под названием теории деятельности, должно быть выкинуто, кроме одного экземпляра, в котором мы слово «деятельность» заменим словом «знаки». Это будет определенной моей позицией, особым предметным замыканием. Но я согласен, что этого делать не следует.
 
Tags: Генисаретский, Щедровицкий, деятельность, знак, методология
Subscribe

  • Ночью сложилось

    Что ты значишь, шум докучный? Смысла я в тебе ищу... Ищите женщину. Ищите Бога. Ищите смысл, отчаявшись найти... ... А там, где обрывается…

  • Вечный Картезий

    «Конечно, я могу, например, проследить действие Солнца через все пространство, отделяющее меня от него. Но так как это пространство заполнено, то я…

  • Расселл против Фреге

    Прочитал On Denoting Расселла, где он критикует Мейнонга и Фреге. Критика первого, в общем-то, понятна и не очень интересна. А вот критика второго…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Ночью сложилось

    Что ты значишь, шум докучный? Смысла я в тебе ищу... Ищите женщину. Ищите Бога. Ищите смысл, отчаявшись найти... ... А там, где обрывается…

  • Вечный Картезий

    «Конечно, я могу, например, проследить действие Солнца через все пространство, отделяющее меня от него. Но так как это пространство заполнено, то я…

  • Расселл против Фреге

    Прочитал On Denoting Расселла, где он критикует Мейнонга и Фреге. Критика первого, в общем-то, понятна и не очень интересна. А вот критика второго…