gignomai (gignomai) wrote,
gignomai
gignomai

Category:

увидеть и изобразить (дополнение)

kiprian_sh строит свое богословие образа (еще раз оговорюсь: мой уважаемый собеседник везде смиренно говорит не от себя, а от св. отцов, но я по невежеству не имея возможности убедиться в соответствии, имею дело с его текстом и его концепцию обсуждаю) на трех постулатах:
1) Богочеловек Иисус Христос имеет два образа, по двум природам, образ Божий, Отчий, и образ человеческий, унаследованный от Матери;
2) образ Божий в нас имеет душа, а не тело;
3) на иконах Христа изображаются черты образа ("характир") по человеческой природе.
В.Н.Лосский же, с которым спорит kiprian_sh утверждает единство образа Христа, каковой есть образ (Лик) его Ипостаси; он же, по Лосскому, и изображается на иконах.
К этим трем постулатам у меня на данном этапе моего размышления разное отношение.
Первый постулат мне не представляется безусловно противоречащим контр-постулату Лосского: в конечном счете, может быть и образ части, и образ, "снятый" в некотором ракурсе. Не вижу, почему бы не различить человеческие черты Спасителя и Божественные как различаются его разноприродные воли и энергии. Острие мысли Лосского не в том, один ли только образ или два, а в том, какой образ изображен на иконе (в отличие, скажем, от множества западных возрожденческих и позднейших портретов человека Иисуса).
Второй вопрос я пока оставляю без выяснения. Мне представляется, что категорическое предпочтение души телу как-то противоречит учению о грядущем телесном воскресении и о прославлении тел святых. И со ссылками на отцов здесь kiprian_sh не так уж убедителен. Но это требует исследования, которого я пока не проводил.
Но вот третий постулат рождает много вопросов. Я не понимаю место в богословии образа по kiprian_sh ДУШИ Христа. Если "характир" - по человеческой природе, то, значит, и ПО ДУШЕ.
Не знаю, можно ли душу Спасителя считать унаследованной от Богородицы (это отдельный вопрос), но утверждается ведь, что именно душа - по образу Божию. Значит, ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУШИ все-таки и Божественный образ запечатлевается на иконе?
Tags: /kiprian_sh, Булгаков Сергей, душа, икона, ипостась, кеносис, образ, тело, характир, христология
Subscribe

  • Гегель о philosophia teutonica

    Любопытно, что изложение философии Нового времени Гегель начинает с Бэкона и Бёме. С прапматика и эмпирика, с одной стороны, и с мистика - с другой.…

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • О материальных корнях философии

    "Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, — одежда, пища и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Гегель о philosophia teutonica

    Любопытно, что изложение философии Нового времени Гегель начинает с Бэкона и Бёме. С прапматика и эмпирика, с одной стороны, и с мистика - с другой.…

  • Из одного обсуждения

    ГП: "Обрати­те внимание! У меня есть по сравнению с остальными преиму­щество. Вы знаете, что такое логика. А я – нет. Поэтому я…

  • О материальных корнях философии

    "Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, — одежда, пища и…