Сейчас после 20-ти лет интенсивнейших исследований процесса проблематизации мы может твердо сказать, что это есть процесс, обеспечивающий развитие систем мыследеятельности. Проблемы нужны людям и фиксируются людьми в процессе их работы только в том случае, если эти люди хотят развиваться сами и развивать свою мыследеятельность. Очень немногие люди хотят развиваться. И поэтому только немногим нужны проблемы. Проблемы – это проявление определенного подхода, взгляда на мир и определенного мировоззрения. <…>
Я таким образом определяю функции процесса проблематизации: этот процесс обеспечивает ломку существующих у нас систем мыследеятельности. Это беспощадная ломка. Она предполагает критическое отношение ко всему тому, что было, фактически отказ от этого. Дальше я буду показывать, что каждый процесс проблематизации есть, фактически, отлет на неизведанную планету. И этот процесс развертывается, как взрыв, – вас выбросило, и куда вас занесет, вы не знаете в принципе, и попасть туда вы можете с одной рукой, с одной ногой, но целиком никогда не попадете. Следовательно, процесс проблематизации предполагает отказ от всех существующих систем мыследеятельности (усомнение, как любит говорить О.И.Генисаретский). И затем – такую работу, при которой все эти системы, структуры изменяются, трансформируются и заменяются новыми.