Метафизика, богословие откровенных религий возводится на умозрении. Критическая философия дискурсивна. Постмодернизм (например, difference у Дерриды) нацелен вроде бы на полное очищение от умозрения.
Это, похоже, относится не только к мышлению в узком, логико-речевом смысле, но и к художественному «мышлению». Занятно, что последним толчком к тому, чтобы подвигнуться на это завиральное обобщение, послужила мне критика богословия иконы Флоренского-Успенского, предпринятая mmekourdukova.
Для о. Павла Флоренского и следующего ему Л.Успенского икона – это зарисованное видение первообраза, задающее канон, которому должны следовать все последующие делатели икон (по существу, копиисты). Отсюда – резкое противопоставление иконы, священного образа, и картины, хоть бы и на религиозный сюжет. Цель иконописца, в отличие от цели светского художника, не красота, а правда.
Глупости! – утверждает mme K. – Ни Христа, ни Богородицу никто из иконописцев не видал, да и большинство святых тоже. Икона есть картина на священный сюжет. Сюжетно она не должна противоречить Писанию и догматам, в остальном ее достоинство меряется теми же требованиями, что и всякое художество – красотой, гармонией. И вдохновляется художник работами своих предшественников, творит в диалоге с ними.
Там много еще прелюбопытных нюансов, связанных со стилем и др., я лишь хотел скелет мыслительный выделить. И - очевидное для меня сходство: там и там противостоят умозрение и дискурсия, длящийся диалог.