Дисциплина часто воспринимается как неизбежное зло. Ты молод, ты безответственен, поэтому ты должен слушаться родителей. Если ты не будешь слушаться родителей, ты попадёшь под машину или подожжёшь дом. Если понимать дисциплину так, то неудивительно, что когда ребёнок становится умнее, он начинает придумывать, как от неё избавиться.
Хасидизм воспринимает вещи совершенно по-другому. Повиновение – это не нежелательное ярмо, это всегда необходимая способность.
У каждого человека есть ограничения и недостатки. Некоторые не могут ничего делать до утреннего кофе, другие – после восьми вечера: «Уже время моего сна, я не могу!» На улице холодно или сыро – «я не могу». Нет настроения – «я не могу». Сто различных вещей мешают мне действовать.
Но всё меняется, если есть дисциплина. Посмотрите на солдата. Солдаты выучены так, чтобы повиноваться приказам. Но что ещё важнее – солдаты выучены быть свободными от всех мелких ограничений, которые могли бы помешать им выполнить приказ. Жарко на улице или холодно – неважно. Нужно ли карабкаться вверх или спускаться вниз – неважно. Сколько нужно тащить? Тридцать килограммов, сорок килограммов, пятьдесят килограммов – неважно. Если нужно что-то сделать – солдат сделает это.
Истинная дисциплина – это освобождение, выход за пределы, ограничивающие среднего человека и приводящие к тому, что он действует вполсилы и кое-как.
Приучать детей к дисциплине не значит «я навязываю тебе мою волю, потому что ты недостаточно умён, чтобы знать, что правильно, а что нет». Да, есть вещи, которые родители знают, а дети – пока нет. Но дисциплина – это нечто большее.
Подумайте о такой ситуации: вы говорите ребёнку «Поставь книги на место», а ребёнок отвечает «не хочу». Вы говорите: «Понятно, но всё-таки тебе нужно поставить их на место». Чему вы таким образом учите ребёнка? Вы говорите: «Да, ты не хочешь, но это не должно тебя останавливать, сделай через не хочу». Вы учите ребёнка выходить за его естественные пределы.